fbpx

Смена

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

Книга недели — «Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них»

Авторский путеводитель по кладбищам Петербурга от издательства книжного магазина «Все свободны»

Помимо, казалось бы, самой очевидной функции, которую выполняют кладбища, для жителей городов места захоронения открыты как эстетически насыщенные и просто имеющие особый шарм прогулочные маршруты. Изящные обелиски, в каждом из которых, помимо памяти о человеке, остается часть минувшего времени и проникновенные эпитафии, с заключенной в них человеческой горечью — одни из множества причин, притягивающих к могильным местам все больше созерцательных вояжистов.

Ценитель исключительного чувства, сопутствующего прогулке по кладбищенским аллеям и кропотливый исследователь Антон Секисов сделал непревзойденный подарок всем неравнодушным — составленный в течение нескольких лет путеводитель по самым завораживающим кладбищам Петербурга.

Скроенный из внушающих трепет городских легенд, реальных фактов, неочевидных и зрелищных маршрутов, личных снимков и самых примечательных эпитафий путеводитель обязательно должен оказаться в руках каждого, кто хочет заглянуть вглубь прекрасных и скорбных мест города на Неве.

С разрешения издательства публикуем отрывок о том, как общее отношение к смерти и специфика города влияет на облик мест концентрации мертвых:

Особенности возникновения и развития города Петербурга определяют и особенное отношение к мертвецам и смерти в петербургском тексте. Оно здесь циничнее: покойников слишком много, смерть повсеместна и слишком рутинна, чтобы каждый раз ужасаться и носиться с каждым отдельно взятым мертвецом.

Петербургское кладбище часто описывается как парковка возле ТЦ в выходной день — суета, толкучка, борьба за крохотный свободный пенал, куда нужно скорее протиснуть своего мертвеца, пока это не сделали конкуренты.

В силу климатических особенностей умереть в Петербурге в целом полегче, чем в других городах (во всяком случае если мы говорим о первых двух веках существования города). И эта лёгкость вхождения в категорию «мертвецы» делает перегородку между мирами живых и мёртвых значительно тоньше.

По моим наблюдениям, и сейчас обычные горожане-петербуржцы относятся к кладбищам проще, чем жители других городов. В Петербурге, особенно в центре и около центра, ощущается дефицит зелени, мест рекреации, и потому городские кладбища чаще становятся местами прогулок с детьми и животными, пробежек, поиска закладок, посиделок с гитарой и даже приготовления шашлыков.

Мой приятель Вова Седых рассказывал, как в 90-е его уроки физкультуры проходили прямо на Смоленском православном кладбище: школьники бегали кроссы среди могил. И во время одного из таких кроссов Вова увидел гробокопателя за работой. Тот раскапывал чью-то могилу прямо при свете дня. Насколько я помню рассказ Вовы, гробокопатель его поманил и вручил какое-то ожерелье, снятое со скелета.

«Когда за городом, задумчив, я брожу…»

Пожалуй, это самое известное в русской литературе кладбищенское стихотворение, оно принадлежит Александру Пушкину, вот его фрагмент: 

Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу,

Решётки, столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стеснённые рядком,

Как гости жадные за нищенским столом,

Купцов, чиновников усопших мавзолеи,

Дешёвого резца нелепые затеи,

Над ними надписи и в прозе и в стихах

О добродетелях, о службе и чинах;

По старом рогаче вдовицы плач амурный,

Ворами со столбов отвинченные урны,

Могилы склизкие, которы также тут

Зеваючи жильцов к себе на утро ждут…

Не правда ли, запоминающийся образ — зевающие могилы, ожидающие жильцов. Пушкин, как обычно, лаконично и при этом исчерпывающе высказывается по теме: в стихотворении есть все мотивы, упомянутые выше. Вот в этих строках особенно хорошо переданы цинизм, суета, ощущение кладбища как забитой парковки.


Проект реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

7 книг для «Смена Дети»

11 ноября мы открываем художественную студию «Смена Дети». В программу вошли 4 курса: цикл занятий по печатной графике, курс программирования и дизайна, цикл занятий по

Подробнее »

Книга «Ульянов. Казань. Ленин» 

В книге Льва Данилкина «Ульянов. Казань. Ленин» история казанского периода биографии Владимира Ульянова выстраивается вокруг одного из важнейших событий, произошедших в жизни будущего вождя. Автор

Подробнее »

Книга «Запас табака»

«Запас табака» — авторепортаж о путешествии главного героя в места, где жил его недавно скончавшийся отец. Получив анонимное извещение о смерти, герой отправляется в незнакомый

Подробнее »

Книга «Шариат для тебя»

Книга «Шариат для тебя» была написана известным российским востоковедом Ренатом Беккиным по просьбе Ильи Кормильцева (издательство «Ультра.Культура») в 2006 году. В связи с кончиной главного

Подробнее »

Книга недели — «Повседневность университетского профессора Казани 1863—1917 гг.»

Исследование жизненного мира и различных граней повседневности казанских профессоров соткано из личных и государственных архивов, сопоставление которых приводит к удивительным находкам. Конфликт бюрократических регламентов и

Подробнее »

Выставка FACE

Итоговая выставка студентов первого этапа экспериментальной лаборатории для казанских художников «Смена лаб».

Подробнее »

Книга недели: «Дневники Льва Толстого»

Книга недели — переизданное трудами издательства Ивана Лимбаха собрание лекций курса «Дневники Льва Толстого», подготовленное в 2000 году Владимиром Вениаминовичем Бибихиным для студентов философского факультета МГУ

Подробнее »