fbpx

Смена

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

Книга недели: «Краткая история насекомых»

Взгляд на насекомых сквозь призму прошлого

Книга рассказывает, какими насекомые были в древности, что способствовало их эволюции, как они менялись вслед за планетой и, в свою очередь, как влияли на историческое развитие других организмов, от растений до человека.

10 декабря в 16:00 на Зимнем книжном фестивале состоится лекция Александра Храмова «Жужжащие ровесники динозавров: что палеонтология может рассказать о древних насекомых», а перед этим «Рупор Смены» публикует отрывок из главы «Кто пил кровь динозавров» книги «Краткая история насекомых. Шестиногие хозяева планеты». Благодарим издательство «Альпина нон-фикшн» за предоставленный отрывок и помощь в организации лекции. А саму книгу вы сможете купить на стенде «Альпины» на фестивале!


Когда двумя столетиями раньше в Страсбурге жил Иоганн Гёте, его не на шутку донимали отдаленные потомки гровожелий — рейнские комары. Чтобы защититься от них, поэту приходилось носить две пары чулок: сверху нитяные, а под ними кожаные. Раздосадованный этими кровососами, Гёте как-то заметил знакомому пастору, что уже одно их существование заставляет сомневаться в благости Творца. На что получил ответ: «Комары и прочие зловредные насекомые, наверное, возникли лишь после грехопадения наших прародителей, если же были еще в раю, то там только приятно жужжали, но не жалили». Как ни странно, пастор был прав: двукрылые действительно сделались кровососами далеко не сразу. Самые ранние бесспорные находки кровососущих групп двукрылых датируются лишь началом мелового периода (рис. 9.1). Почти 100 млн лет отделяет их от гровожелий и других представителей этого отряда, живших в конце триаса. Почему же двукрылые так долго не решались сесть на кровавую диету, хотя наземные позвоночные всегда были у них под рукой (точнее, под лапкой)? Даже если древним мухам и комарам не хватало птиц и млекопитающих (последние, впрочем, появились еще в позднем триасе, одновременно с двукрылыми), они могли бы нападать на разнообразных амфибий и рептилий, как периодически делают это и сейчас1.

Рис. 9.1. . Основные семейства кровососущих двукрылых и время их появления в палеонтологической летописи3. Широкой полосой показаны первые достоверные находки кровососущих форм4.

Однако жизнь кровососа не так проста, как может показаться. Для начала он должен как-то справляться с тепловым шоком после кровососания и утилизировать токсичный гемоглобин, выделяющийся при распаде эритроцитов. Кроме того, кровь при попытке высосать ее из кровеносного сосуда мгновенно начинает свертываться — это все равно что пить через трубочку быстро застывающий клей. Поэтому кровососам приходится впрыскивать в кровеносное русло слюну с антикоагулянтами. Да и как найти подходящую жертву, как проколоть ей кожу, чтобы тебя не прихлопнули? Все эти проблемы нельзя было решить с наскока, требовался длительный переходный этап. Считается, что для многих кровососущих двукрылых таким этапом была энтомофагия: до того как броситься в атаку на позвоночных, они охотились на других насекомых, протыкая их колющим хоботком. И это похоже на правду. Если вдуматься, охотничьи повадки есть даже у самого обычного комара: активно разыскивая и преследуя свою жертву, он куда больше напоминает хищника, чем паразита, такого как лобковая вошь.

Самый яркий пример перехода от хищничества к кровососанию дают бекасницы (Rhagionidae), древнейшие мухи и ближайшие родичи слепней. Одна часть бекасниц — обычные энтомофаги, которые ловят на лету мелких насекомых. Другая часть — кровососы, и на кого только они не нападают: на лягушек, оленей и даже филинов, которых кусают в верхнее веко! Достается от бекасниц и людям—говорят, что укусы этих насекомых очень болезненны. Энтомофагия могла быть первична и для кровососущих длинноусых двукрылых, к которым относятся комары, мошки, мокрецы и москиты. Например, некоторые виды мокрецов (Ceratopogonidae), вместо того чтобы пить кровь позвоночных по примеру своих собратьев, садятся на палочников, стрекоз и других крупных насекомых и высасывают у них гемолимфу, прокалывая жилки на крыльях и межсегментные мембраны (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Глядя на этого мокреца Palpomyia semifumosa, напавшего на поденку, можно представить, чем занимались предки кровососущих двукрылых, прежде чем наброситься на позвоночных животных5.

Другие мокрецы хватают мелких можно представить, чем занимались предки кровососущих двукрылых, прежде чем наброситься на позвоночных животных поденок или комариков прямо в полете, а кто-то подстерегает комаров, напившихся крови, и высасывает из их брюшка часть кровавого обеда, который те добыли с риском для жизни. Когда кровосос становится жертвой кровососа, в этом есть какая-то вселенская справедливость, не правда ли?


Проект реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

7 книг для «Смена Дети»

11 ноября мы открываем художественную студию «Смена Дети». В программу вошли 4 курса: цикл занятий по печатной графике, курс программирования и дизайна, цикл занятий по

Подробнее »

Книга «Ульянов. Казань. Ленин» 

В книге Льва Данилкина «Ульянов. Казань. Ленин» история казанского периода биографии Владимира Ульянова выстраивается вокруг одного из важнейших событий, произошедших в жизни будущего вождя. Автор

Подробнее »

Книга «Запас табака»

«Запас табака» — авторепортаж о путешествии главного героя в места, где жил его недавно скончавшийся отец. Получив анонимное извещение о смерти, герой отправляется в незнакомый

Подробнее »

Книга «Шариат для тебя»

Книга «Шариат для тебя» была написана известным российским востоковедом Ренатом Беккиным по просьбе Ильи Кормильцева (издательство «Ультра.Культура») в 2006 году. В связи с кончиной главного

Подробнее »

Книга недели — «Повседневность университетского профессора Казани 1863—1917 гг.»

Исследование жизненного мира и различных граней повседневности казанских профессоров соткано из личных и государственных архивов, сопоставление которых приводит к удивительным находкам. Конфликт бюрократических регламентов и

Подробнее »

Выставка FACE

Итоговая выставка студентов первого этапа экспериментальной лаборатории для казанских художников «Смена лаб».

Подробнее »

Книга недели: «Дневники Льва Толстого»

Книга недели — переизданное трудами издательства Ивана Лимбаха собрание лекций курса «Дневники Льва Толстого», подготовленное в 2000 году Владимиром Вениаминовичем Бибихиным для студентов философского факультета МГУ

Подробнее »

Летний книжный фестиваль

В Казани 17-18 июня в шестой раз пройдет Летний книжный фестиваль. В рамках мероприятия состоятся книжная ярмарка с участием более 80 российских издательств, более 50

Подробнее »

5 книг о философии постмодерна

В преддверии завтрашней встречи публикуем небольшой список литературных рекомендаций от Самсона Либермана — кандидата философских наук и спикера второй встречи из цикла «Постмодерн».

Подробнее »

Цифровые медиа и культурная память: парадоксы новой медиасреды

К слову о теме образовательной шоукейс-программе Х Зимнего книжного фестиваля — «Архив в архив, архив», публикуем лекцию Виталия Куренного из цикла «Теории современности», посвященного актуальной критике и исследованиям в области интернета, массовой культуры, моды и урбанистики.

Подробнее »

Как российскую провинцию превратить в искусство: на примере одного челнинского района

Художница и участница выставки «Кажется, будет выставка в Казани: Хождения по краю» Зульфия Илькаева рассказала подробнее о своей инсталляции «ЗЯБ», предысторию ZYAB.PROJECT и как разглядеть эстетику в российской провинции.

Подробнее »