Обратите внимание на настоящую библиографическую редкость, которая совсем недавно оказалась на полках нашего книжного магазина! В книге представлены материалы, связанные с реализацией и развитием скрябинской «мистериальной» идеи синтеза искусств в художественной культуре: акцент в них сделан на экспериментах, проводимых под открытым небом (световая архитектура, лазерные представления, светомузыкальные фонтаны и многое другое). Издание 1990 года, выпущенное под началом выдающегося научного деятеля и художника Булата Галеева, руководителя СКБ НИИ «Прометей» и главного вдохновителя всех исследований «Прометея» в области светомузыкального синтеза.
Пока что на втором этаже нашего пространства идет монтаж новой выставки, которая совсем скоро откроет свои двери для жителей города. Это ли не замечательный повод для того, чтобы своими глазами увидеть не только архивы «Прометея», но и подлинные технологические разработки из области светомузыки прошлого? Переходите по ссылке и узнавайте подробности!
Ниже представлен ознакомительный фрагмент:
Зато буквально в эпидемических и, вероятно, в больших, чем на Западе, масштабах, получили распространение в СССР светомузыкальные («поющие», «танцующие») фонтаны. После запуска первых таких объектов в Ереване и, особенно, в Сочи любой отдыхающий там советский вельможа, хозяин города, считал знаком престижности, наряду с норковой шапкой, иметь у себя на месте «поющий фонтан». В сочетании с несомненной красотой, имманентно присущей любым фонтанам, это и обусловило их появление в 70-ые годы во многих городах Советского Союза — в Москве (пл. им. И. Репина), в Киеве, Харькове, Кривом Роге, Львове, Павлодаре, в Крыму, Батуми, Сухуми, Гусь-Хрустальном, Бийске, Вятских полянах, Альметьевске, Волгограде, Ульяновске, Кирове, Запорожье, Нальчике, Грозном, Днепропетровске, Ростове-на-Дону, Баку, Великих Луках, Пятигорске, Кисловодске, Калинине, Пензе, Свердловске, Краснодаре, Ивано-Франковске, Барановичах, Сумах, Вильянди, Луцке. Самый большой фонтан был построен с использованием серийной аппаратуры западногерманской фирмы «Сименс» в ЦПКиО им. М. Горького в Москве в 1980 году к началу Всемирной Олимпиады.
Но, увы, многие из них оказались скороспелыми поделками, за огромные суммы создаваемыми каждый раз «от нуля» из любых доступных аппаратных средств (кстати, по используемой здесь технике инопланетяне могли бы при желании установить профиль всех предприятий любого из «фонтанных городов»). Их социальный эффект зачастую ограничивался помпой, шумным открытием объекта и, в лучшем случае, последующими аварийными включениями в праздники. Создание феерических и дорогостоящих зрелищ на фоне грязи и трущоб вызывало негативную реакцию уже в пресловутые «времена застоя», которые смело можно назвать эпохой «поющих фонтанов» (показательное сравнение — самые роскошные и мощные светомузыкальные фонтаны были созданы в маленькой и нищей Доминиканской республике при диктатуре Трухильо, в столице Индонезии Джакарте и, наконец, недавно на Кубе, в Гаване). Анекдотичность ситуации состояла в том, что порывались строить «поющие фонтаны» даже в поселках, в деревнях. Иногда это сходило с рук, а иногда становилось темой разгромных фельетонов в «Правде». Критике порою подвергались и городские фонтанные проекты такого рода, например в Ярославле, но — победителей не судят — по завершении фонтана он был удостоен похвалы в той же «Правде». Показательны в этом отношении коллизии в Казани, где в течение почти 10 лет подобный готовый объект не запускался и не запускается в действие из-за прежнего бессилия городских властей и повышения общественной активности граждан сегодня. Признаком драматичности подобных ситуаций служит и то, что они вошли даже в художественную литературу (А. Глушко. «Музыкальный фонтан. —М., 1989, с. 47-61).
Всего этого могло и не быть, и получившие исключительную популярность «поющие фонтаны» — сами по себе достойные внимания — спокойно внедрялись бы в нашей стране без «престижной натуги», если бы имелась типовая (а значит, на порядок дешевле) аппаратура, разработать которую предлагали в свое время группа «Эребуни» в Ереване и СКБ «Прометей» в Казани, что было отвергнуто Министерством культуры и Министерством коммунального хозяйства союзного и республиканских уровней.
На сегодняшний день, до стабилизации и нормализации экономической ситуации в стране, свет и звук, насколько эффектным не было бы их использование в городском оформлении, останутся, вероятно, пока в разряде архитектурных излишеств, но это не снимает необходимости изучать и обсуждать проблему специалистами хотя бы в надежде на лучшие времена.