fbpx

Смена

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

Книга недели: «Проект «Икона». Архитектура, города и капиталистическая глобализация»

Книга этой недели — работа британского социолога Лесли Склера, посвященная анализу нового типа культовой архитектуры

В новинке от издательства Артемия Лебедева исследуется влияние коммерческих требований и реалий на проекты ведущих архитекторов, формирующих облик современного города — самой благоприятной среды для всепроникающей руки рынка.

С разрешения издательства публикуем отрывок из книги, раскрывающий частные проблемы культурного соседства в условиях глобального мира.

Проект реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.


Художник пакистанского происхождения и культурный критик Рашид Араин говорит о том, что художникам в постколониальном мире приходится бороться с культурным доминированием Запада: «Это доминирование необязательно выражается в подавлении других культур или художественных форм других культур — оно может проявляться в отрицании других культур или людей иной культуры, их субъектной позиции в модернизме» (2003, стр. 4). Признавая достижения Эдварда Саида, Хоми Бхабха, Стюарта Холла и Гаятри Чакраворти Спивак, Араин жестко критикует этих доблестных теоретиков критического постколониализма. Он называет их постколониальными знаменитостями, произ­водящими гибридные культурные продукты1.

Он считает, что гибридность — это просто парадная мишура и провоз­глашение культурной идентичности, никак не затрагиваю­щая правящую элиту. Критика Араина в основном касается изобразительного искусства и перформансов, но то же самое можно повторить, когда речь идет о борьбе вокруг постколо­ниальной архитектуры и архитекторов.

Сложно сказать, сможет ли хоть кто-то из родившихся в третьем мире избежать суровой критики со стороны Араина. Взять, к примеру, историка архитектуры В. Пракаша — считать ли его высокомерным критиком критического постколониализма или его тонким выразителем? Пракаш рассуждает об «истинно постколониальном проекте, если под постколониальным понимать работу по свержению и переписыванию колониальной идеологии в интересах бывших колоний, а не бывших метрополий» (2011, стр. 255). Этой фразе «в интересах бывших колоний» вообще не место в критической постколониальной теории, поскольку она затушевывает вопросы классовой принадлежности, этничности, гендера и другие проблемы, таким образом облегчая продвижение идеологии потребительского капитализма и так называемого «нациостроительства» — иногда под маской революции. Однако в другом контексте Пракаш говорит:

«Когда говорят об индийских архитекторах или незападных архитекторах, представляется необходимым обсуждать вопросы идентичности. Когда обсуждают западных архитекторов, можно обойтись обсуждением якобы уни­версальных архитектурных проблем, таких как вопросы эстетики и технологии, но при обсуждении проекта, созданного архитектором из Индии, кажется необходимым специально затронуть проблему идентичности в диалоге или в дополнение к вопросам, более непосредственно отно­сящимся к эстетике или архитектуре. Западные архитек­торы не создают специальных западных зданий, а от незападных архитекторов ожидают именно этого [создания незападных зданий]2. Даже западные архитекторы, когда они работают в незападном мире, чувствуют себя так или иначе обязанными решать вопрос незападной иден­тичности» (В. Пракаш, 1997, стр. 39).

Это утверждение выглядит как громкий призыв именно того сорта субъектности третьего мира, который Араин помещает (и по-моему, справедливо) в центр критической постколониальной теории. В развитие этой мысли я бы ска­зал, что эту дилемму лучше рассматривать сквозь призму противостояния рыночных интересов ТКК и практических, а также символических и эстетических интересов прогрес­сивных архитекторов и низших классов. Я имею в виду, что две противоположные ветви постколониальной теории (критическую и потребительского капитализма) лучше всего исследовать как арену борьбы за власть и смысл, что выра­жается в контроле над иконичностью. В следующем разделе рассматриваются некоторые известные примеры взаимо­отношений между архитектурой и правящим классом в третьем мире и дается их переосмысление сквозь призму того, как профессиональная фракция ТКК, всегда с помощью и при поддержке трех других фракций (корпоративной, политической и потребительской) решает эти проблемы.

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

7 книг для «Смена Дети»

11 ноября мы открываем художественную студию «Смена Дети». В программу вошли 4 курса: цикл занятий по печатной графике, курс программирования и дизайна, цикл занятий по

Подробнее »

Книга «Ульянов. Казань. Ленин» 

В книге Льва Данилкина «Ульянов. Казань. Ленин» история казанского периода биографии Владимира Ульянова выстраивается вокруг одного из важнейших событий, произошедших в жизни будущего вождя. Автор

Подробнее »

Книга «Запас табака»

«Запас табака» — авторепортаж о путешествии главного героя в места, где жил его недавно скончавшийся отец. Получив анонимное извещение о смерти, герой отправляется в незнакомый

Подробнее »

Книга «Шариат для тебя»

Книга «Шариат для тебя» была написана известным российским востоковедом Ренатом Беккиным по просьбе Ильи Кормильцева (издательство «Ультра.Культура») в 2006 году. В связи с кончиной главного

Подробнее »

Книга недели — «Повседневность университетского профессора Казани 1863—1917 гг.»

Исследование жизненного мира и различных граней повседневности казанских профессоров соткано из личных и государственных архивов, сопоставление которых приводит к удивительным находкам. Конфликт бюрократических регламентов и

Подробнее »

Выставка FACE

Итоговая выставка студентов первого этапа экспериментальной лаборатории для казанских художников «Смена лаб».

Подробнее »

Книга недели: «Дневники Льва Толстого»

Книга недели — переизданное трудами издательства Ивана Лимбаха собрание лекций курса «Дневники Льва Толстого», подготовленное в 2000 году Владимиром Вениаминовичем Бибихиным для студентов философского факультета МГУ

Подробнее »