20 сентября мы открываем «Восточный стиль» — первую выставку в серии экспериментальных музейных проектов, связанных с искусством, культурной историей Казани и Татарстана ХХ века. Выставка продолжит нашу книжную серию «Кустода», тексты которой создают новые формы существования краеведческого знания.
На выставке речь пойдет о трех малоизвестных нереализованных проектах, связанных с Казанью и Татарстаном:
- Непостроенный национальный соцгород ТАССР Моисея Синявера в поселке Дербышки (1944);
- Фрагменты неисполненной «Татарской симфонии» Игоря Миклашевского (1932);
- Неиспользованный фирменный стиль Национальной библиотеки РТ Кирилла Благодатских в рамках АНКБ (2020).
Никак не связанные друг с другом проекты соединяются через архивы СКБ «Прометей», Казанского оптико-механического завода, Российского института истории искусств и работы из коллекции Галеев-Галереи. Экспозиция будет состоять из оригинальной графики, чертежей и планов, объектов, музыкальных композиций и видеоматериалов.
Экспозиция займет два выставочных пространства — в «Смене» и Фонде «Галеев-Прометей». В рамках проекта «Восточный стиль» также будет воссоздана выставка Моисея Синявера, единственный раз прошедшая в Казани в 1944 году.
Выставка подготовлена совместно с Галеев-Галереей и Фондом «Галеев-Прометей» при поддержке Фонда «Живой город», Министерства культуры Республики Татарстан, Российского института истории искусств и Благотворительного фонда «Татнефть».
Куратор: Кирилл Маевский
Дизайн: Анна Наумова
О выставке
«Восточный стиль» — первая выставка в серии музейных проектов «Смены», связанных с архивами культурной истории Казани и Татарстана ХХ — XXI в.в.
Главный герой выставки — ленинградский архитектор Моисей Синявер (1879 –1948), русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века, выпускник петербургской Академии художеств, автор проекта стадиона на острове Голодай (1924), обмеров здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Перед началом войны архитектор был занят вопросами эвакуации промышленности — готовил к перемещению на восток Ленинградский оптико-механический завод. Синявер оказывается в Казани, где живет и работает его близкий друг — известный искусствовед, музейный работник и куратор Петр Дульский (1879 — 1956). В Казани архитектор обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского кремля и производит обмеры башни Сююмбике — известную благодаря своему наклону.
Самый масштабный проект Синявера в Казани — соцгород в Дербышках, куда эвакуировали оптико-механический завод. Синявер создает проект города-спутника, соединяющего Казань с промышленной инфраструктурой завода. Архитектор Синявер, тяготеющий к классицизму, пытался соединить градостроительные принципы соцгорода и мотивы татарского орнамента и архитектуры. Проект не реализовывается и остается «бумажной архитектурой», но сыграет роль в развитии теории и научно-практической базы советского градостроительства.
Спустя 20 лет казанские пионеры в области видео- и медиа-арта СКБ «Прометей», возникшие в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института как будто бы будут следовать за Синявером. Они займутся световой архитектурой, в частности, динамической подсветкой башни Сююмбике, а Казанский оптико-механический завод станет главным партнером «Прометея». Он будет производить оборудование для их городских архитектурных инсталляций, прототипы и тиражи их световых инструментов, на которых создадут слайдовые художественные фильмы — «Музыка татарского орнамента», первые полиэкраны и даже клип группы Pink Floyd.
В 1932 году Игорь Миклашевский (1894–1942) композитор, дирижер, пианист, ученик Александра Скрябина, которым вдохновлялись «прометеевцы», пишет в Ленинграде «Татарскую симфонию» — Первое симфоническое произведение искусства, названное «татарским». Оно никогда не исполнялось прежде, а на выставке в Казани будет представлен архив Миклашевского и фрагменты неисполненной симфонии.
Третий нереализованный проект более современный. Это фирменный стиль Национальной библиотеки, открытие которой в 2020 году стало одним из главных событий в мире культуры для региона и страны. На выставке появятся фрагменты нереализованной графической системы.
Информационная справка
Моисей Синявер (1879 –1948) — русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века, работал как художник, архитектор и архитектурный реставратор. Известен своими графическими сериями городских видов и памятников архитектуры. Занимался реставрацией зданий в Санкт-Петербурге — превращал дома периода эклектики в модные здания в неоклассическом стиле.
Игорь Миклашевский (1894–1942) — композитор, дирижер, пианист. Миклашевский не получал высшего музыкального образования, но брал частные уроки, в том числе у Александра Скрябина.. Музыкант в основном занимался дирижированием, но у него есть несколько заметных работ, например, симфонические произведения «Сизиф» и «L᾽Incarnation» («Воплощение»).
Кирилл Благодатских (род. 1984) — графический дизайнер, в рамках дизайн-бюро АНКБ занимался ребрендингом Центра современной культуры «Смена», архива Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева и разрабатывал фирменные стили других культурных и просветительских проектов.
Центр современной культуры «Смена» — частная институция, существующая в Казани с 2013 года. «Смена» — это книжный магазин интеллектуальной литературы, независимое издательство, галерея современного искусства и площадка, где проходят междисциплинарные события. За 10 лет в «Смене» состоялось более 800 лекций по естественным, точным, гуманитарным и социальным наукам, более 150 кинопоказов и концертов современной музыки. В здании ЦСК также работают спешалти-кофейня «Диван», магазин виниловых пластинок «Сияние» и гастробар «Солома».
Архив Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева недавно открылся в новом пространстве — на третьем этаже Центра современной культуры «Смена». Материалы, собранные в «Прометее» — это уникальный архив советского научно-исследовательского института, занимавшегося синтезом искусств, световым оформлением городского пространства, изобретениями для космонавтов и многим другим. В архиве есть огромный массив материалов по истории аудиовизуального и технологического искусства в Казани, России и мире.
Галеев-Галерея — частная галерея, специализирующаяся на неизвестных страницах истории искусства советского периода. Художественную политику определяет эксперт в области исследования отечественного искусства периода 1920-30-х годов, коллекционер и основатель галереи Ильдар Галеев.
Фонд «Живой город» — некоммерческая организация, которая стремится развивать современное искусство Республики Татарстан и создавать новое, актуальное культурное пространство в партнерстве с ведущими деятелями искусства и институциями России и Республики.
Благотворительный фонд «Татнефть» реализует комплексные программы поддержки в области здравоохранения, науки и образования, культуры и искусства, развития территорий и экологии, сохранения исторического наследия, массового и детского спорта, защиты уязвимых слоев населения.