Инсталляция российских современных художниц Ирины Кориной и Светы Шуваевой.
Проект родился во время резиденции в Казань, в ходе которой авторы погрузились в визуальность города. Искательницы живого знания фланировали по локусам духа города и познавали его метафизику. Но как сегодня принять и осмыслить множественное бытие в неизвестном пространстве? На помощь приходят лукавые гаджеты — смартфоны с облачным хранилищем и соцсети с памятью места. Пропуская через себя расщепленную информацию о локации, они вопрошают — как возможно материализовать «геометку» воспоминания?Инсталляция «Артикул и бахила» была представлена в рамках фестиваля искусства и краеведения «Искра» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и фонда «Живой Город».
Современные израильские художники, представленные на выставке, глубоко и подробно осмысляют прошлое, обращаясь к темам памяти, самоидентификации и мистики, используя различные медиа — от традиционных живописи и фотографии, до сайт-специфик инсталляций и цифрового искусства.
Выставка «Свечения» — часть проекта EXTENSION, где зрители смогут познакомиться с актуальной художественной сценой разных стран через выставки работ знаковых авторов.
Франсуаза и Даниэль Картье исследуют возможности фотографии, экспериментируя со временем и светом как художественными медиа. Известные прежде всего своими инсталляциями из светочувствительных материалов, F&D Cartier обращаются к технике фотограммы, в которой изображения создаются без участия камеры, путем выставления на свет фрагментов из ранее не экспонировавшейся фотобумаги. Работающие в светописи, швейцарские художники предстают своего рода демиургами, создающими объекты и вверяющими их воле времени.
Представленные на выставке абстрактные монохромные объекты были созданы во время пребывания F&D Cartier в Казани в трехнедельной художественной резиденции, проводившейся в рамках фестиваля искусства и краеведения «Искра». Проект Франсуазы и Даниэля является результатом исследования феномена Казанской фабрики фотоматериалов ТАСМА, недавно остановившей производство своей знаменитой фотоплёнки. Внимание художников было сосредоточено на ознакомлении с историей ТАСМА, взаимодействии с ее рабочими, местными фотографами и краеведами. При создании инсталляций авторы использовали к фото- и кинопленку, светочувствительные материалы производства ТАСМА, технику фотолабораторий советской эпохи.
Фестиваль организован Центром современной культуры «Смена» при поддержке Швейцарского совета по культуре «Pro Helvetia», при участии Фонда поддержки современного искусства «Живой город» и Министерства культуры Республики.
Выставка казанского художника Ильгизара Хасанова, заключительная часть его трилогии «Женское. Мужское. Красное» и, по словам автора, связующее звено между двумя проектами. «Мужское» и «Женское» проходили в «Смене» в 2015 и 2017 годах, а в Музее современного искусства «Гараж» в рамках Триеннале современного российского искусства в 2017 году трилогия была показана в сокращенном виде.
Ильгизар Хасанов начал формировать свою коллекцию предметного наследия советской эпохи почти 20 лет назад. Этот архив лег в основу «Красного» — антропологического проекта, где художник через сотни артефактов изучает героев того времени и задается вопросом, как окружающие предметы повлияли на них.
«С помощью городских пейзажей и «трансформеров», иногда стоящих на улице в городе для заработков, я пытался передать свое впечатление об этом трансформирующем мультикультурном городе. В Казани, тысячелетней татарстанской столице, приезжие сразу замечают ряды новых фантастических архитектур вокруг центра. Эти пейзажи напомнили мне экономически благополучные среднеазиатские столицы — Астану в Казахстане и Ашхабад в Туркменистане, хотя в Казани было меньше эксцентричной архитектуры, чем в этих столицах «тюркских братьев».
«В центре Казани, кроме таких новых зданий, можно увидеть некоторые персонажи аниме, в том числе «трансформеров», фотографирующихся с детьми за деньги. Казань, расположенная недалеко от Азии, уникальна тем, что там переплелись разные культуры — татары, ислам, русские, православие и СССР — за последние тысячелетие. После распада Советского Союза западный капитализм и консюмеризм легли на слои этого культурного котла, смещаясь с ним со временем и превратив части города в нечто слегка напоминающее Диснейленд с восточным вкусом. При этом в городе ощущается то ли сюрреалистическая, то ли футуристическая атмосфера, и пока город продолжает трансформироваться. Чтобы визуализировать это уникальное ощущение, я решил снимать трансформеров на фоне таких зданий, и я связался с местным предприятием, производящим трансформеров у себя дома и отправляющим своих домашних трансформеров по городу на детские фотосессии и вечеринки для заработок. Но трансформеры оказались дороже, чем я ожидал. Съемка с одним трансформером стоила 2500 рублей за час — еще одно маленькое доказательство, что капитализм трансформирует вид города. Из-за высокой цены я задумался и надолго приостановил работу. Но после долгих размышлений я все-таки решил инвестировать в этих трансформеров, чтобы передать то уникальное ощущение, которое я испытал в этом трансформирующим мультикультурном городе».
«Школа 1,5 × 1,5» — лаборатория-школа, где можно совершить путешествие по истории искусства. Художники группировки ЗИП подготовили 11 школ: античного юмора и реализма, ароматерапии и сочной живописи, футуризма и боевых искусств, кубизма и кубанизма, минимализма и чистоты, окружения и энвайронмента, поп-концептуализма, анархических коммун и продуктивного сна, рейва и перформанса, горизонтальных видеокоммуникаций и коллективных действий и дискуссий. Каждая школа размещена на квадратной плоскости размером 1,5 х 1,5 метра и представляет собой интерактивную инсталляцию, с которой можно взаимодействовать.
Персональная выставка художественной группы ЕлиКука.
В проекте «Подозрительный бдит начеку» художники обращаются к противоречию между декларируемой открытостью современного общества и постоянной настороженностью государства по отношению к своим гражданам.
Работы, созданные специально для выставки в «Смене», ведут себя крайне непредсказуемо, вступают в диалог со зрителем и предлагают ему примерить на себя самые разные роли — от роли беженца, нелегально проникшего в волшебный мир искусства, до роли Карабаса Барабаса, который, размахивая своей плеткой, заставляет произведение искусства работать.
Коллективная выставка современных российских художников, впервые показанная в рамках Специального проекта 6-й Московской биеннале современного искусства в павильоне «Круговая кинопанорама» ВДНХ (Москва).
Работы художников Натальи Вициной, Дмитрия Гутова, Ирины Кориной, Таисии Коротковой, Юрия Пальмина, Александры Паперно, Светланы Шуваевой и Евгения Юфита объединяет остро личная и глубоко индивидуальная творческая работа с коллективной памятью о советском прошлом. Архивное кино — зримое воплощение коллективной памяти. Выдающийся теоретик кино ХХ века Рудольф Арнхейм назвал кино «коллективным бессознательным нации».
Участники выставки: Натальи Вициной Дмитрия Гутова Ирины Кориной Таисии Коротковой Юрия Пальмина Александры Паперно, Светланы Шуваевой Евгения Юфита
Кураторская группа: Александра Паперно, Наталья Нусинова, Екатерина Иноземцева.
Выставка была организована галереей «Триумф» при участии фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Этой зимой Центр современной культуры «Смена» при поддержке мэрии Казани организует Зимний книжный фестиваль. За четыре года, прошедшие с открытия «Смены» и проведения первой в Татарстане ярмарки интеллектуальной литературы, аудитория уже ставшего традиционным фестиваля выросла в разы, а программа лекций и список участников значительно расширились — на предстоящем событии будут организованы более двух десятков лекций и мастер-классов, а свои книги представят не менее пятидесяти издательств со всей России. Полное расписание фестиваля будет доступно на официальном сайте в ближайшие недели.
Галерея «Смены» открывается после карантина. C 22 июля там можно будет увидеть выставку современного азербайджанского искусства.
22 июля в «Смене» откроется третья выставка проекта EXTENSION, посвященного современным художникам стран, которые мало знакомы российским зрителям. Ранее казанцы могли посетить выставки израильского и нидерландского искусства, а проект «Extension.AZ: Бархатные признания» представит пятнадцать художников из Азербайджана.
Выставка позволит взглянуть на современное искусство Азербайджана через призму и вкус коллекционера Садагат Хаял-Кушку. Ностальгия по родине и желание поддержать своих современников, в особенности, женщин-художниц, сподвигли ее заняться коллекционированием искусства. Вместе с куратором Асли Самедовой и московской галереей «Триумф», Садагат отобрала наиболее значимые работы из своей коллекции для показа в «Смене».
Коллекция Садагат Хаял-Кушку началась с небольшого акварельного пейзажа Марал Рахманзаде, который она получила в подарок от коллег в 2008 году накануне отъезда за границу. Эта работа не только долгое время напоминала Садагат о родном Азербайджане, но и определила ее интерес к женщинам-художницам. Постепенно коллекционер превратила свое собрание в визуальный дневник, в котором отразилось прошлое, настоящее и будущее Азербайджана.
Живопись Ирины Эльдаровой «Девушки предпочитают нефтяников» и восьмиканальная видеоинсталляция Орхана Гусейнова «Ателье Советская» погружают в атмосферу Баку, теплого южного города космополитов и романтиков. Айдан Салахова и Зарнишан Юсиф по-восточному целомудренно, полунамеками знакомят зрителя с женским взглядом на неоориентальную чувственность и сексуальность. Их спокойному и утонченному визуальному языку противопоставляются картины Нияза Наджафова, дышащие необузданной энергетикой и пленяющие своим разнообразием форм и интерпретаций буржуазного сюжета цветов в вазе. Фаиг Ахмед, известный своим концептуальным подходом к азербайджанскому ковру, в своем монументальном видео «Социальная Анатомия» затрагивает традиционные для кавказской культуры жизненные вехи: рождение, взросление, свадьба, похороны.
Жанр мокьюментари и фольклорная эстетика нашли свое отражение в творчестве Фархада Фарзали и Торы Агабаевой, чьи работы на выставке находятся в прямом диалоге друг с другом. Фотопроект «Громкие сирены Каспия» восходит к интересу Агиля Абдуллаева к взаимоотношениям между обществом, гендером и сексуальностью. Данные темы находят свое отражение в видео работе Вюсала Рагима «Внутри меня», в которой художник-перформансист предстает в образе Матери. Искренность и яркое восприятие окружающего мира – характерные качества молодой художницы Медины Касимовой. В коллекции наряду с работами столичных художников также представлены произведения художниц из регионов — Сурайи Муганлы и Махаббат Казимовой — никогда ранее не выставлявшихся за пределами Азербайджана.
Выставка «Бархатные признания» напоминает о важности сохранения, спасения как самого ценного, так и недооцененного. Экспозиция объединяет множество образов, артефактов, наблюдений и вымыслов, которые художники, будучи в душе тоже коллекционерами, представят зрителю. В разнообразии техник и творческих подходов, выставка затрагивает связь между художником и коллекционером и значении персонального вклада в культуру.
18 декабря Центр современной культуры «Смена» совместно с московской галереей «Триумф» представил групповую выставку современных российских и зарубежных художников, вдохновленную темой призракологии.
Выставка After the future — это произведения живописи, фотографии, скульптуры, а также инсталляции и видеоработы, объединенные стремлением зафиксировать моменты и сущности выходящие за пределы нашего повседневного пространственно-временного континуума и опыта. Эти сущности могут приобретать любую форму: начиная от неких пришельцев в работах Виктории Кошелевой, и заканчивая странными химерами у Си Ло. Работы Алексея Таруца вовлекают зрителя в тонкую игру о прошлом, настоящем и будущем.
В экспозицию вошли работы Озиана Женера, Виктории Кошелевой, Динары Сатаевой, Ло Си, Алексея Таруца, Дмитрия Хворостова и Юры Шуста. Также на выставке впервые было показано видео «Думаешь, мы сможем измениться вместе?», которое сняли за шесть недель в Марокко и Лондоне молодые британцы Горан Чантер и Айзек Литго. Куратор выставки — Софья Симакова.
Выставка «Phlogistronic Dandelions» — это результат исследований поведения света, его взаимодействия с другими текстурами, материалами. Художник вносит в новый контекст работы НИИ «Прометей», где впервые в СССР на протяжении полувека пионеры советского медиа-арта ставили эксперименты на преодоление границы между наукой и искусством: создавали светоархитектурные проекты, проводили видео и медиа эксперименты.
Алан Богана работает со скульптурой, компьютерной графикой и современными медиа. Выставка «Phlogistronic Dandelions» — это результат исследований поведения света, его взаимодействия с другими текстурами, материалами. Художник вдохновлялся работами НИИ Прометей, где впервые в СССР на протяжении 50-ти лет пионеры советского медиа-арта ставили эксперименты на преодоление границы между наукой и искусством: создавали светоархитектурные проекты, проводили видео и медиа эксперименты.
Алан о выставке:
«После посещений архива НИИ Прометей в августе 2018 я стал интересоваться тем, как специфичный географический, культуральный и социальный контекст (Казань времен СССР) содействовал аудиовизуальному экспериментаторству Булата Галеева и его единомышленников. Также я хочу обратиться к проблемам «аналоговое против цифрового», «отцы и дети технологического прогресса».