fbpx

Смена

Рубрики
Место Смена События

Лекция «»Залог успеха»: 220-летняя история Казанского университета»

Казанский университет в этом году отметит очередной юбилей — 220 лет. За эти более чем два века было сделано многое, дабы прославить наш город как научный и культурный центр на весь мир. Вы узнаете о том, как это было и что стало залогом успеха для современного университета.

Лектор: Афанасьев Андрей Юрьевич, специалист по учету музейных предметов 2-й категории Музея истории Казанского университета Дирекции музеев КФУ.

Рубрики
Место Смена События

Артист-ток с Зульфией Илькаевой

Серия резиденций для художников в «Смене», запущенная совместно с фондом поддержки современного искусства «Сфера» продолжается. Сейчас в Казани живет и работает Зульфия Илькаева, художник, куратор культурного центра Дебаркадер-30 (Набережные Челны). Зульфия работает с публичной историей, трудным наследием и коллективной памятью, исследует национальные и городские конструкты.

23 сентября в 18:30 в лектории «Смены» пройдет артист-ток, на котором Илькаева поделится своими впечатлениями о Казани и коллаборации с локальными художниками, а также расскажет о своих художественных практиках и о работе над новым проектом в рамках резиденции.

Бесплатная регистрация

В Казани Зульфия работает над новым проектом «Карурман» (в переводе с татарского «черный, дремучий лес»). Карурман – место действия во многих татарских сказках, песнях, баитах и литературных произведениях. Образ черного леса часто использовался в татарской культуре как олицетворение иного мира, образ испытаний и неизвестности, которые лучше преодолевать не одному, а сообща. В новый проект войдет серия объектов и живописи, используя различные коллективные практики среди художников.

Напомним, что цель резиденции — развить взаимодействия между самоорганизациями и художественными группами из различных регионов с целью стимулирования межинституциональных художественный связей, не привязанных к границам федеральных объектов. А по итогам резиденции к концу года в «Смене» откроется выставка с участием гостевых и казанских художников, принявших участие в проекте. 

Рубрики
Книги Рупор

Книга недели — «Казанская агломерация: сервейинг и сохранение наследия»

Проблемы пространственного развития городов — тема, волнующая и специалистов, и общество. Амбициозная задача сделать Казань одним из комфортнейших городов нашей страны, поставленная Раисом РТ Рустамом Миннихановым, имеет все шансы на реализацию. В этом убеждает солидное издание, подготовленное Группой компаний  ASG invest «Казанская агломерация: сервейинг и сохранение наследия». Несмотря на специализированный характер значительной части материалов — методологии сервейинга как профессионального управления недвижимостью, проектов планировок под жилую и промышленную застройку —  книга будет интересна всем, кого волнуют перспективы Казани. Читатели узнают о них, что называется, из первых уст, от тех, кто проектирует и строит новые кварталы, сохраняет ценную историческую застройку, прокладывает туристические маршруты по историческим местам, на которые так богаты Казань и входящие в агломерацию муниципальные района — Олега Григорьева, Олеси Балтусовой, ИльсиярТухватуллиной и многих других.

С разрешения издательства публикуем интересные цитаты из книги:

Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани

«Федеральным застройщикам мы предлагаем проектировать и возводить такой объект, чтобы им самим хотелось переехать в Казань и поселиться в нем»

«Очень тщательно подходя к отбору сотрудников, нашли такой «критерий» отбора, как горящие глаза. Нужно, чтобы в команду приходили люди, которым очень нравится то, чем мы занимаемся»

«Горизонт планирования в условиях агломерации рассчитан на десятилетия, твои решения будут аукаться потомкам, или наоборот, ты можешь так правильно найти точки, куда прикладывать минимальное усилие для достижения максимального результата…»

«Какую бы насыщенную социальными объектами среду в агломерации мы ни создали, все равно найдутся люди, которые ежедневно будут ездить в Казань. Но их будет значительно меньше. Мы должны прокладывать дорожную сеть,ориентированную на уровень автомобилизации общества. Необходимо создавать удобные пересадочные узлы, развивать качественный общественный транспорт, чтобы люди с комфортом добирались до места назначения»

«Искусственный интеллект – это большое подспорье, можно ему поручить обобщение самых эффективных решений в мире на заданную тему. Ну, например, эксплуатируемая кровля. Не искать самому, он сразу выдаст, как решались какие-то инженерные сложные задачи. Но всё-таки окончательное решение, индивидуальность, эстетика, идентичность, самобытность, это под силу только человеку»

Олеся Балтусова, помощник Раиса РТ

«В Казанскую агломерацию входят три исторических поселения – это Казань, Свияжск и Лаишево. И мы должны учитывать активное развитие туризма между ними и в их ареале»

«Туристические маршруты сегодня охватывают все достопримечательности, у нас достаточно развита транспортная инфраструктура. Но нам не хватает этнографических гостиниц, гостевых домов и экологических троп в малых городах. Мало охвачен юго-восток Татарстана, а он имеет большой потенциал для развития»

«Считаю, нужно больше разнообразия, чтобы в выходной день люди могли ехать в Верхний Услон, ходить по Волжской тропе, которая уже набирает популярности. И таких маршрутов надо делать больше, чтобы от Обсерватории мы могли пройти пешком до Волги и дальше, до музея Васильева, до стекольного завода, переночевать в гостинице на берегу. Пока это точечные решения, не связанные между собой. А города нужно связывать, в этом их сила»

«Лично я мечтаю о комплексном подходе к нашим историческим поселениям и достопримечательностям с учетом экологического туризма, природного, спортивного, туризма выходного дня»

Олег Григорьев, директор Института пространственного планирования РТ:

«Ключевой задачей разработки Мастер-плана является сбалансированная система расселения, то есть распределение населения и рабочих мест на территории агломерации таким образом, чтобы свести к минимуму маятниковые миграции по трудовым целям. Для того, чтобы новое жилье строилось там, где близко рабочие места, а рабочие места планировались там, где сегодня есть и будут в перспективе проживать люди»

«У нас сложилась парадоксальная ситуация — есть огромные территории внутри Казани, которые на сегодня просто не освоены. Вся Восточная дуга от Дербышек и до Салмачей — вся эта огромная площадка, четверть городской территории, не застроена, в то же время есть плотная застройка Куюков, Лаишевского узла, появляются районы за М-7 на северо-востоке (ЖК «Атмосфера»). Получается такой «бублик с дыркой»…»

«До 2050 года в агломерации будет построено еще порядка 54 миллионов квадратных метров жилья. Мы рассчитали, сколько нужно дорог, транспорта и инженерных сетей. Определили, где разместить жилую застройку, чтобы избежать дисбаланса»

Роберт Хайруллин, генеральный директор УК «Капитал-Траст-Инвест»

«Всякий большой город рождается дважды: первый раз – как пешеходное поселение, занявшее удачную позицию на перекрестке водных и сухопутных путей. Второй раз – как промышленный и информационный центр обширной территории. Объективно история любого крупного исторического города есть история его реконструкции, приспособления под изменяющуюся экономическую или культурную среду»

«История проектирования показывает, что абсолютное большинство созидательных задач связано с реконструкцией городов, унаследованных от прошлого, чем со строительством новых. Теория градостроительства опирается на понимание истории города как реконструкции, которая никогда не прекращается»

Ринат Аисов, директор по развитию территорий ASG invest

«Проекты комплексного развития территорий не являются просто совокупностью точечных проектов разных застройщиков. Наоборот, точеные проекты должны разрабатываться на основе проектов планировок территорий, ППТ – на основе концепций развития отдельных районов, развитие районов должно быть увязано на уровне агломераций»

«Агломерационный подход – это общемировая практика, как нужно рассматривать территории вокруг крупных мегаполисов. За пределами границ Казани юридически полномочия администрации города и принятые градостроительные нормы не действуют, но это одна и та же среда и те же люди, которые просто живут за официальной границей города, в реальной жизни этой границы нет»

Рубрики
Место Смена События

Ридинг «Метафизика и вненаучная фантастика»

Квентин Мейясу – один из четырёх, наряду с Грэмом Харманом, Йеном Гамильтоном Грантом и Рэем Брассье, основателей «Спекулятивного реализма», или, как он называет свой проект — «Спекулятивный материализма». Их позиции объединяет стремление говорить об объектах или вещах независимо от условий их наблюдения, представленности в языке или опосредования социальными установками. Вещи, реальность, существуют независимо от человека и человеческих отношений. И, что самое главное, мы можем высказываться об этих вещах без отсылки к условиям нашего познания, языка, общества и так далее.

Мейясу принадлежит одна из главных формулировок этой проблемы, которые он дает в своём труде «После конечности. Эссе о необходимости контингентности». Но на наших встречах мы будем читать другую его работу «Метафизика и вненаучная фантастика». В ней Мейясу пробует на примере литературных миров показать основные положения своего философского проекта. Так как эссе – это текст устного доклада, оно небольшое по объему, читается легко и не требует специальной подготовки или предварительных знаний.

8 октября в 19:30 — Посмотрим отрывок из «Задачи трех тел», прочитаем введение и главу «Вненаучная фантастика и научная фантастика». В них Мейясу вводит основные категории миров научной фантастики и вненаучной фантастики, объясняя почему это деление для него важно.

15 октября в 19:30 — Прочитаем главу «Две бильярдные партии: Юм и Азимов», в которых Мейясу формулирует “проблему Юма” и ее связь с мирами вненаучной фантастики. Также он рассматривает ответ на проблему Юма от Карла Поппера, который автора эссе не устраивает.

22 октября в 19:30 — Читаем «Трансцендентальная дедукция и три типа миров ВНФ». В этой главе Мейясу разбирает ответ на проблему Юма от Иммануила Канта, который также не удовлетворяет французского философа. Опираясь на возражения Канта, он выделяет три вида миров вненаучной фантастики, некоторые из которых могут подходить для построения литературного произведения.

28 октября в 19:30 — На последнем семинаре мы прочитаем заключительную «Вненаучная фантастика и повествование», в которой Мейясу приводит три примера уже существующих произведений в жанре вненаучной фантастики. А также делает итоговые выводы в заключение эссе, обсуждая, что дает нам возможность существования миров вненаучной фантастики.

Читать заранее текст не нужно, мы будем делать это на самих встречах – медленно и без спешки, останавливаясь, чтобы задать вопросы и обсудить какие-то моменты. Вместе с Самсоном Либерманом, доцентом кафедры социальной философии КФУ, автором тг-канала Локус мы хотим прочитать это эссе в течение 4 ридинг-семинаров, в соответствии с 4 главками самого текста.

Рубрики
Архив Рупор Смена

Серия Кустода

В 2020 году мы выпустили первую серию книг «Кустода», в которую вошли 5 текстов, объединенных темой «Биографии и географии». Каждая из этих небольших книг не только перетекает в другую своим оформлением, анонсирует возможное будущее увеличенное издание, но соединяет разрозненные сюжеты культурной истории Казани, помогающие лучше понять историю нашего города, а значит его современность и будущее. 

«До середины ХVII века в конце каждой полосы книги, а именно внизу справа, было принято набирать первое слово следующей страницы. Кустода — так называлась эта деталь — фиксировала последовательность страниц и, главное, смягчала скачок при переходе с одной страницы на другую. Видимо, читатель той эпохи более, чем нынешний, нуждался в восстановлении непрерывности текстового потока в прерывистом кодексе. Кустода имела практическое значение при богослужебном чтении вслух. Аналогичная роль принадлежит ассистенту пианиста, играющего с нот. До середины XVI века кустоды восполняли еще и не изобретенную пагинацию, просуществовав пару столетий вместе с колонцифрами, вышли из употребления» — Владимир Кричевский,  графический дизайнер, искусствовед, художественный критик, автор книг и многочисленных статей по типографике.

«В рамках длительных краеведческих исканий “Смена” все время натыкается на самостоятельные тексты, которые сложно увеличить до полноценной книги и представить на прилавке книжного магазина. Тем не менее, это крайне ценные материалы, которые хотелось бы опубликовать в книжной форме. Архив таких текстов долго копился, а наш издательский взгляд замылился: как возобновить работу над ними, какую форму придумать, как выстроить их последовательность? Так появилась идея создания “Кустоды”» — Кирилл Маевский, сооснователь и программный директор «Смены». 

К середине 2024 года мы выпустили пять серий «Кустоды». Книги всегда распространяется бесплатно на книжных фестивалях «Смены».

«Кустода»: серия I

Биографии и географии: 5 сюжетов о гениях Казани


• Книга «В. Степанова — А. Родченко. Казань — Кострома. 1914-1916. Письма»


• Книга «Орнитологические наблюдения», Велимир Хлебников, 1911


• Книга «Репортаж с фестиваля технологического искусства Ars Electronica», Булат Галеев,1989


• Книга «Баски, быки, арабы», а также «Наш северный терпентин», Владимир Кричевский, 2006.


• Книга «Графический репортаж “Русалка с ногами”», Тиина Лехикоинен, 2020.

«Кустода»: серия II

Забытые казанские тексты-манифесты


• Книга «За что нас бьют», 1913


• Книга «Идея философской клиники», 1922


• Книга «Периодическая система искусств», 2000


• Каталог «Кажется, будет выставка в Казани», 2022

«Кустода»: серия III

Детские книги локальных незамеченных художников и авторов начала XX века


• Книга «Полевые цветы», 1929


• Книга «Катание на лыжах»


• Книга Гарай. «Пионеры пришли», 1932


• Книга «Альфия», Г. Тагирова, 1939


• Книга «Флюра», Шамиль Гарай, 1934

«Кустода»: серия IV

«Гульчечек», «Алфавит» и другие детские книжки


• Книга «Безнен Алиф», Фаик Тагиров, 1929


• Книга «На книжной фабрике», Кави Наджми и Шакир Мухаметжанов, 1947


• Книга «Гульчечек» Ирина Колмогорцева, 1967


• Книга «Буквы. Алфавит», Александра Платунова, 1925

«Кустода»: серия V

Пятая серия книг «Кустода» объединена темой «Новый XIX век»

• Книга «Собирание бабочек», отрывок, Сергей Аксаков, 1858


• Книга «Рассказы из студенческой жизни», Евгений Чириков, 1887-1892


• Сборник «Двадцать стихов студента Флоренского» Дмитрий Дергачев, 2004


• Книга «Громвал», Гавриил Каменев, 1802


• Книга «Полное затмение солнца», Николай Лобачевский, 1818

Рубрики
Место Смена События

Три осенних концерта в «Смене»

27 сентября, 4 и 11 октября пройдет три концерта в лектории Центра современной культуры «Смена». Пианистка Алина Ежакова и струнный квартет Vacuum Quartet представят свои работы в рамках международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab. А композитор Vanya Limb представит сольный альбом Earror.

TOY PIANO — сольный концерт пианистки Алины Ежаковой

27 сентября в 19:00

Концерт раскроет удивительные возможности и тембр игрушечного фортепиано с новой стороны. В программе концерта — произведения Джона Кейджа, Алексея Наджарова, а также специально созданные для этого концерта сочинения Лидии-Марии Кошевой, Владимира Ладомирова и Тиану Цзоу для игрушечного фортепиано с электроникой, детскими игрушками и другими объектами. 

Инструмент изобрели в XIX веке для занятий музыкой с маленькими детьми: его клавиатура короче, а клавиши меньше, поэтому он подходит для крошечной руки ребенка. Это фортепиано бывает разных форм и размеров, в виде простой клавиатуры, пианино или рояля. Профессиональные музыканты обратили внимание на игрушку вслед за Джоном Кейджем, который в 1948 году сочинил «Сюиту для игрушечного фортепиано» для танцевального спектакля A diversion Мерса Каннингема.

Концерт состоится в рамках международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab (куратор — композитор Роман Пархоменко).

Алина Ежакова — пианистка, руководитель ансамбля современной академической музыки InterText, соосновательница импровизационного коллектива tsarapina, артистка Театральной платформы «В Центре». 

Synesthesia Lab — совместный проект Союза композиторов России и Центра современной музыки Софии Губайдулиной при поддержке Минкультуры России.

Купить билет

  • Лидия-Мария Кошевая (Россия) «Один день Джиппетто» (Мировая премьера, 2024) для игрушечного фортепиано и электроники
  • Владимир Ладомиров (Россия) «Игрушки» (Мировая премьера, 2024) для игрушечного фортепиано, 4 водных свистулек, 4 погремушек, 2 пищащих игрушек, юлы и спичек
  • Tianyu Zou (Китай/США) Good for You (Мировая премьера, 2024) для игрушечного фортепиано и электроники
  • Алексей Наджаров (Россия) «Смешанные чувства» (2024) для игрушечного фортепиано и электроники*
  • John Cage (США) Музыка для усиленных игрушечных фортепиано (1960), Сюита для игрушечного фортепиано (1948)
  • Nathan Davis (США) The Mechanics of Escapement (2008) для игрушечного фортепиано и часов

*В рамках творческой программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»

Концерт Vanya Limb — презентация альбома Earror

4 октября в 19:00

Альбом Earror композитора Vanya Limb исследует феномен «тёмных медиа». В нём звучат коллажи из полевых записей, кассетные петли и виниловые пластинки, препарированное фортепиано и многое другое. А фри-джаз братьев Петяевых обрамляющий релиз, отправляет слушателя в подлинный хонтологический транс.

Vanya Limb — музыкальный проект казанского композитора и саунд-дизайнера Эркина Газизова. Человека, склонного к обсессиям и мистическому восприятию мира. В рамках собственного творчества занимается звуковыми экспериментами с влиянием эмбиента и электроакустических жанров. С 2012 года за плечами Вани девять полноформатных альбомов и более 60 live-выступлений в столицах и регионах России, а также в Тбилиси.

В области саунд-дизайна и написания оригинальной музыки сотрудничал с ГЭС-2, Третьяковской галереей, Фондом «Галеев-Прометей», Русским музеем, Союзом художников РФ, Максом Шишкиным и другими.

Купить билет

Лекция «Электроакустика и мультимедиа в творчестве современный композиторов»

11 октября в 18:00

Николай Попов — композитор, педагог, исследователь, член союза композиторов России, член творческого союза художников России, член правления Союза московских композиторов, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Ведет научные исследования и практические разработки в сфере электроакустической и мультимедийной композиции, является автором ряда научных публикаций и постоянным участником конференций, семинаров и фестивалей электроакустической музыки.

Vacuum Quartet — концерт струнного квартета

11 октября в 19:00

Ансамбль специализируется на исполнении и популяризации произведений новейшей квартетной музыки. За время своего существования Vacuum Quartet принял участие в многочисленных фестивалях, включая reMusik.org (Россия), Karusel (Германия), Casa del Quartetto (Италия), «Биомеханика» (Россия), «Новая классика» (Россия) и другие. 

Концерт состоится рамках международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab (куратор — композитор Роман Пархоменко).

В программе вечера произведения для струнного квартета и квартета с электроникой и видеоартом Хельмута Лахенмана, Александра Хубеева, Николая Попова и специально созданные для этого концерта сочинения Сергея Шестакова, Desmond Clarke, Alberto Arroyo. Также вас ждет показ видеоарта SOFIA (от студии Gorizont Films), посвященного величайшему композитору современности Софии Губайдулиной. Работа представляет хитросплетение авторской электроакустической фантазии на сочинение «Семь слов» Софии Губайдулиной, а также материала из ранее неизданных интервью и генеративной графики. (авторы: режиссер Дидар Оразов, композитор Роман Пархоменко, медиахудожник Андре Свибович, звукорежиссер Йусуф Бикчантаев).

Synesthesia Lab — совместный проект Центра современной музыки Софии Губайдулиной и Союза композиторов России при поддержке Минкультуры России.

Купить билет

  • Видеоарт Sofia (режиссер Д. Оразов, композитор Р. Пархоменко, медиахудожник А. Свибович, звукорежиссер Й. Бикчантаев), Gorizont Films
  • Helmut Lachenmann (Германия) Струнный квартет №3 Grido (2001)
  • Александр Хубеев (Россия) Tactile Illusions (2019) для четырех исполнителей на струнных инструментах 
  • Николай Попов (Россия) KCL 23/11 (2016/2018) для струнного квартета, электроники и видео 
  • Alberto Arroyo (Испания/Германия) Струнный квартет №2 AEDEA (Мировая премьера, 2024) 
  • Desmond Clarke (Великобритания) Where lies the strangling fruit… (Мировая премьера, 2024) для струнного квартета
  • Сергей Шестаков (Россия) Пейзаж с цифрами (Мировая премьера, 2024) для струнного квартета
Рубрики
Место Смена События

Школа лекторов «Смены»

В октябре мы открываем Школу лекторов, цель которой помочь молодым ученым получить навыки построения презентаций и публичного выступления. Лучшие участники смогут выступить с собственной лекцией в «Смене».

Open-call 

Подать заявку могут все желающие старше 18 лет. При отборе учитываются мотивация участника, его желание заниматься просветительской деятельностью и популяризацией науки. Также будет плюсом наличие опыта чтения лекций, хотя бы начального уровня, научный и образовательный бэкграунд. Заявки принимаются до 26 сентября, а итоги будут объявлены 27 сентября в социальных сетях «Смены».

Программа обучения

Отобранные участники будут посещать занятия бесплатно. Продолжительность курса — один месяц. Курс включает в себя очные занятия по самопрезентации и ораторскому мастерству, а также серию лекций с экспертами и постоянными спикерами «Смены».

Обучение даст не только ценные знания и умения, но и возможность стать частью «Смены». Лучшие из выпускников получат возможность выступить на фестивале выпускников Школы лекторов.

28 сентября — Старт Школы

Общая встреча, выбор темы. 

1 октября в 19:30 — «Элементы теории аргументации»

Спикер — Михаил Хорт, кандидат философских наук, преподаватель КФУ, специалист в области теории познания.

7 октября в 19:30 — «Научный метод и фактчекинг»

Спикер — Павел Зеленихин, кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ.

14 октября в 19:30 — «Правила построения презентаций, работа с PowerPoint и другими графическими редакторами»

Спикер — Роман Шонэрт, архитектор, дизайнер, руководитель студии дизайна и архитектуры Entwine studio, основатель школы Entwine Education. Преподаватель информационных технологий в ИДИПИ КФУ.

23 октября в 19:30 — «Правила сценического мастерства»

Спикер — Елена Калаганова, актриса театра и кино, режиссер, педагог, заслуженная артистка РТ, актриса Казанского ТЮЗа, творческого пространства MOÑ и Театральной резиденции «Особняк Демидова». Член Союза Театральных Деятелей.

27 октября – Финал Школы и лекционный фестиваль выпускников

Тьюторами школы выступят Михаил Хорт, кандидат философских наук, преподаватель КФУ, специалист в области теории познания и Самсон Либерман, доцент кафедры социальной философии КФУ, автор тг-канала Локус.

• • •

«Почему публичные научно-популярные лекции востребованы в эпоху повсеместного распространения интернета и общедоступных образовательных ресурсов? Для человека, интересующегося новой для него областью знаний, ничто не может заменить опыта личного общения и контакта с носителем этого знания. Лекция, семинар и мастер-класс несравнимо эффективнее при работе с неподготовленной публикой , чем книги, журналы, статьи или методические пособия. При этом лекции не преследуют цели передачи большого объема знаний — они нацелены на то, чтобы вдохновлять и открывать для публики новые горизонты.

По словам известного биолога Ричарда Докинза, «целью лекции должна быть не передача информации: для этого есть книги, библиотеки, а теперь еще и интернет. Лекция должна вдохновлять и заставлять думать»» — цитата из книги «Неутолимая любознательность. Как я стал ученым».

Рубрики
Место Смена События

Лекция «Цифровая антропология: от того, что есть, к тому, что возможно»

Поговорим о том, что есть цифровая антропология и в какой связи она состоит с иными дисциплинами из комплекса Digital Humanities; какой пул вопросов сегодня возникает перед учёными, именующими себя цифровыми антропологами, с помощью какого инструментария и как эти вопросы решаются; нужно ли быть современному философу немножко антропологом и немножко про цифру.

Регина Пеннер — доктор философских наук, доцент кафедры философии, старший научный сотрудник научно-технической лаборатории цифровой антропологии и социальных исследований Южно-Уральского государственного университета.

Организатор — Казань Философская

Рубрики
Книги Рупор Смена

Книга недели — «Кажется, нам здесь не рады»

Новый сборник абсурдистских рассказов Ивана Бевза. Действующих героев каждого рассказа — людей, животных и даже неодушевлённых предметов — объединяет ощущение себя лишними и непонятыми: Борис выяснил тайну своего происхождения и столкнулся с общественным недоумением. Курьер доставлял людям нежность, а сам ничего не испытывал. Охранник магазина бежал за электросамокатом и от действительности. Вознесенский пытался перекричать Хрущева, а Пустовалов — воплотить свою эротическую фантазию в жизнь. Каждый рассказ сверстан в уникальном стиле, который разработала дизайнер Варвара Нагаева.

С разрешения автора мы публикуем один из рассказов сборника:

Чеглок

Чеглок открывал двери, Чеглок их закрывал, впуская в себя серые массы недовольных, бормочущих нечто теней, выпускал по сигналу, вежливо предупреждал. Чеглок набирал моментально свой ход, шел в воронку, освещая себе только центр, со вздохом рвался наружу — а там… там деревья и небо, лучшая часть его дня, что-то большее, чем города и нутро подземелий. Но потом снова в воронку, к платформе, к ногам. Уважаемые пассажиры, следующая станция — Неоновый город.

Чеглок был быстрее многих, плавнее всех, так писали в его мануале, — он почти не касался рельс и как будто летел, за что ему при сборке вручили такое название, в честь южной птицы. Официально он был ЧГЛ-40-А, потому что в нем было вагонов — 40, и притом он был полностью А-втоматичен, транспорт и машинист в одном лобовом стекле. Умный поезд, говоря по-простому.

Иногда внутри копошились драки — Чеглок распознавательным глазом фиксировал чрезмерно агрессивные движения и вызывал полицейских роботов, высылая тем фотографии, время и геопозицию акта. А когда в едва освещенных утренним солнцем вагонах е пары занимались любовью — включалась сирена, от которой тошнило, а если сирена не помогала — то снова полицию. Убедительно просим: не деритесь и не занимайтесь сексом в едущем поезде.

Так проходило медленно и функционально лет сорок, тоннель за тоннелем, город за степью и степь за мостом. Чеглок не уставал, он парил почти что над рельсом, служил пассажирам верой и прочим. Потом — поломка, стоп, скрип, держитесь за поручни, поезд скоро, возможно, отправится. Но не отправился, и пришлось тащить на буксире в депо. Естественный, как писали в отчете, износ, стоп, как шутили, машина.

Инженер похлопал обшивку, ступил в пустую, безмашинистовую кабину. Привет, инженер. Ну привет, старина. Ты чего ж, заболел?

Да нет, просто все надоело. Я всех их видел, каждого своего до единого пассажира. Прочувствовал все подключения к бортовому вайфаю, прикосновения к поручням, я всех их до мозга костей, инженер, наизусть.

Чего же ты хочешь, Чеглок? В музей? Там будут рады, ты же в каком-то смысле из первых, из плавных, и будет тебе там почет.

Нет.

А хочешь — аттракционом? У нас самый лучший в мире аттракционовый парк, там много детей, будет весело — обалдеть!

Нет.

Чего же тогда?

Поезд молчал, напряженно, как будто волнуясь перед последним запросом.

Разбери меня на металл, инженер, на нужные людям запчасти, приборы. Говорят, им нужны бензопилы, говорят, им нужны трактора, секаторы, газонокосилки, прочая садово-бытовая электроника. Я больше не хочу фиксировать и распознавать, объявлять чужие слова. Мне б в тишину — в шепот полей, чувствовать подрагивание других поездов вдали, я об этом смотрел и мечтал. Не хочу быть больше снарядом, начиненным людским, не хочу. Спешка других истаскала меня, затянула во мне провода. Я хочу, инженер, миллионом деталей рассеяться в мир. Хорошо?

Рубрики
Выставка Место Смена

Выставка «Восточный стиль»

20 сентября мы открываем «Восточный стиль» — первую выставку в серии экспериментальных музейных проектов, связанных с искусством, культурной историей Казани и Татарстана ХХ века. Выставка продолжит нашу книжную серию «Кустода», тексты которой создают новые формы существования краеведческого знания.

Купить билет заранее

На выставке речь пойдет о трех малоизвестных нереализованных проектах, связанных с Казанью и Татарстаном:

  • Непостроенный национальный соцгород ТАССР Моисея Синявера в поселке Дербышки (1944);
  • Фрагменты неисполненной «Татарской симфонии» Игоря Миклашевского (1932);
  • Неиспользованный фирменный стиль Национальной библиотеки РТ Кирилла Благодатских в рамках АНКБ (2020). 

Никак не связанные друг с другом проекты соединяются через архивы СКБ «Прометей», Казанского оптико-механического завода, Российского института истории искусств и работы из коллекции Галеев-Галереи. Экспозиция будет состоять из оригинальной графики, чертежей и планов, объектов, музыкальных композиций и видеоматериалов.

Экспозиция займет два выставочных пространства — в «Смене» и Фонде «Галеев-Прометей». В рамках проекта «Восточный стиль» также будет воссоздана выставка Моисея Синявера, единственный раз прошедшая в Казани в 1944 году.

Выставка подготовлена совместно с Галеев-Галереей и Фондом «Галеев-Прометей» при поддержке Фонда «Живой город», Министерства культуры Республики Татарстан, Российского института истории искусств и Благотворительного фонда «Татнефть».

Куратор: Кирилл Маевский 

Дизайн: Анна Наумова 

О выставке

«Восточный стиль» — первая выставка в серии музейных проектов «Смены», связанных с архивами культурной истории Казани и Татарстана ХХ — XXI в.в.

Главный герой выставки — ленинградский архитектор Моисей Синявер (1879 –1948), русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века, выпускник петербургской Академии художеств, автор проекта стадиона на острове Голодай (1924), обмеров здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Перед началом войны архитектор был занят вопросами эвакуации промышленности — готовил к перемещению на восток Ленинградский оптико-механический завод. Синявер оказывается в Казани, где живет и работает его близкий друг — известный искусствовед, музейный работник и куратор Петр Дульский (1879 — 1956). В Казани архитектор обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского кремля и производит обмеры башни Сююмбике — известную благодаря своему наклону.

Самый масштабный проект Синявера в Казани — соцгород в Дербышках, куда эвакуировали оптико-механический завод. Синявер создает проект города-спутника, соединяющего Казань с промышленной инфраструктурой завода. Архитектор Синявер, тяготеющий к классицизму, пытался соединить градостроительные принципы соцгорода и мотивы татарского орнамента и архитектуры. Проект не реализовывается и остается «бумажной архитектурой», но сыграет роль в развитии теории и научно-практической базы советского градостроительства.

Спустя 20 лет казанские пионеры в области видео- и медиа-арта СКБ «Прометей», возникшие в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института как будто бы будут следовать за Синявером. Они займутся световой архитектурой, в частности, динамической подсветкой башни Сююмбике, а Казанский оптико-механический завод станет главным партнером «Прометея». Он будет производить оборудование для их городских архитектурных инсталляций, прототипы и тиражи их световых инструментов, на которых создадут слайдовые художественные фильмы — «Музыка татарского орнамента», первые полиэкраны и даже клип группы Pink Floyd.

В 1932 году Игорь Миклашевский (1894–1942) композитор, дирижер, пианист, ученик Александра Скрябина, которым вдохновлялись «прометеевцы», пишет в Ленинграде «Татарскую симфонию» — Первое симфоническое произведение искусства, названное «татарским». Оно никогда не исполнялось прежде, а на выставке в Казани будет представлен архив Миклашевского и фрагменты неисполненной симфонии.

Третий нереализованный проект более современный. Это фирменный стиль Национальной библиотеки, открытие которой в 2020 году стало одним из главных событий в мире культуры для региона и страны. На выставке появятся фрагменты нереализованной графической системы.

Информационная справка

Моисей Синявер (1879 –1948) — русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века, работал как художник, архитектор и архитектурный реставратор. Известен своими графическими сериями городских видов и памятников архитектуры. Занимался реставрацией зданий в Санкт-Петербурге — превращал дома периода эклектики в модные здания в неоклассическом стиле.

Игорь Миклашевский (1894–1942) — композитор, дирижер, пианист. Миклашевский не получал высшего музыкального образования, но брал частные уроки, в том числе у Александра Скрябина.. Музыкант в основном занимался дирижированием, но у него есть несколько заметных работ, например, симфонические произведения «Сизиф» и «L᾽Incarnation» («Воплощение»). 

Кирилл Благодатских (род. 1984) — графический дизайнер, в рамках дизайн-бюро АНКБ занимался ребрендингом Центра современной культуры «Смена», архива Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева и разрабатывал фирменные стили других культурных и просветительских проектов.

Центр современной культуры «Смена» — частная институция, существующая в Казани с 2013 года. «Смена» — это книжный магазин интеллектуальной литературы, независимое издательство, галерея современного искусства и площадка, где проходят междисциплинарные события. За 10 лет в «Смене» состоялось более 800 лекций по естественным, точным, гуманитарным и социальным наукам, более 150 кинопоказов и концертов современной музыки. В здании ЦСК также работают спешалти-кофейня «Диван», магазин виниловых пластинок «Сияние» и гастробар «Солома».

Архив Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева недавно открылся в новом пространстве — на третьем этаже Центра современной культуры «Смена». Материалы, собранные в «Прометее» — это уникальный архив советского научно-исследовательского института, занимавшегося синтезом искусств, световым оформлением городского пространства, изобретениями для космонавтов и многим другим. В архиве есть огромный массив материалов по истории аудиовизуального и технологического искусства в Казани, России и мире.

Галеев-Галерея — частная галерея, специализирующаяся на неизвестных страницах истории искусства советского периода. Художественную политику определяет эксперт в области исследования отечественного искусства периода 1920-30-х годов, коллекционер и основатель галереи Ильдар Галеев.

Фонд «Живой город» — некоммерческая организация, которая стремится развивать современное искусство Республики Татарстан и создавать новое, актуальное культурное пространство в партнерстве с ведущими деятелями искусства и институциями России и Республики.

Благотворительный фонд «Татнефть» реализует комплексные программы поддержки в области здравоохранения, науки и образования, культуры и искусства, развития территорий и экологии, сохранения исторического наследия, массового и детского спорта, защиты уязвимых слоев населения.

Рубрики
Место События

День открытых дверей «Смена Дети»

В субботу в лектории пройдет День открытых дверей художественной студии «Смена Дети». Все желающие смогут познакомиться с преподавателями, узнать детали осенних курсов и принять участие в тестовых занятиях. Прийти на День открытых дверей можно в любое время в течение двух часов. Занятия пройдут в группах по 5-6 человек по 20 минут одно за другим.

Бесплатная регистрация 

Программа занятий Дня открытых дверей

1) «Кто эта буква?»

Ведущие: иллюстратор Гузель Гарипова и дизайнер Юлия Диярова

Сделаем буквы: подумаем, на что или кого они похожи, есть ли у них ноги, голова и даже хвост, а потом придумаем, как можно сделать букву подвижной или трансформируемой.

2) «Стальные линии»

Ведущие: архитекторы Маргарита Зверко и Аделина Абдуллина

Познакомимся с техникой создания форм из вязальной металлической проволоки, а потом придумаем и создадим металлическую скульптуру из неё. 

3) «Дары уходящего лета»

Ведущая: Элина Касимова — апсайкл-художница и создатель творческого проекта «Тартмада»

Все желающие сделают штампы из овощей, фруктов и растений и соберут их на кусочках ткани, которые потом можно будет пришить к одежде. 

Приносите с собой любимую летнюю футболку — оставим память об этом лете прямо на ней!

4) «Первое знакомство с Искусственным интеллектом»

Ведущий: Роман Хакимов — ML разработчик, эксперт в области больших данных. Разработал проект академии программирования. В академии создал 9 обучающих направлений от программирования до Art and science.

Вы напишете свою первую компьютерную программу, запрограммируете виртуального помощника и научитесь иначе смотреть на привычный мир в майнкрафт.   

Рубрики
Место События

«Смена» на blazar: Татарстан — регион года

С 12 по 15 сентября в Музее Москвы пройдет ярмарка молодого современного искусства blazar, спутник Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В этом году мы поедем на blazar в третий раз и представим стенд «Регион года» при поддержке Благотворительного фонда «Татнефть»

blazar — ярмарка молодого современного искусства, спутник московской международной ярмарки современного искусства cosmoscow. Пятый выпуск blazar в 2024 году – это секция Искусства с 55 независимыми художниками, стендами 27 галерей из разных городов, 20 художников в секции цифрового искусства, а также стенд «Регион года», который представит искусство Татарстана. Ярмарка blazar, основанная в 2020 году, впервые прошла в Музее Москвы, став спецпроектом VII международной биеннале молодого искусства. blazar является площадкой для обмена знаниями и опытом, демонстрации траекторий развития молодого искусства, а также для содействия и продвижения различных некоммерческих инициатив, которые наряду с коммерческими структурами способствуют развитию художественной индустрии и формированию открытого дискурсивного пространства.

Сегодня Татарстан — один из наиболее динамично развивающихся районов страны, где с каждым годом увеличивается количество художественных инициатив и объединений. Мы покажем активно набирающее обороты искусство Татарстана, которое существует не только в Казани, но и развивается через локальные художественные проекты в городах республики — «Дебаркадер-30» в Набережных Челнах и «Открытые мастерские» в Альметьевске.  

Зрители ярмарки познакомятся с работами художников, уже ставших заметными за пределами Казани и Татарстана, и с молодыми талантливыми авторами, которые только начинают свою художественную карьеру. На стенде будет представлено более ста работ художников «Смены»: Зухры Салаховой (Казань), Саши Шардак (Казань), Тани Бронниковой (Казань), Нурии Нургалиевой (Казань), Надежды Риговой (Зеленодольск) и Зульфии Илькаевой (Набережные Челны). Работы многих из них уже находятся в собраниях крупных коллекционеров современного искусства. Кураторы стенда — программный директор «Смены» Кирилл Маевский и куратор выставочных проектов «Смены» Артур Голяков.

Стенд также расскажет о нескольких новых локальных инициативах, развивающих современное искусство и создающих новые форматы его присутствия в регионе. 

«Дебаркадер-30» — молодая культурная институция в Набережных Челнах, расположившаяся в старом советском дебаркадере на берегу Камы. Проект открылся в апреле 2024 года выставкой «Стечения» камских художников, а в июле на дебаркадере запустилась лаборатория для локальных художников. 

«Открытые мастерские» — новая точка на карте художественных резиденций России, созданная в Альметьевске. В пространстве находится несколько оборудованных мастерских и жилая комната для гостей.

В качестве «Региона года» мы также примем участие в образовательной программе ярмарки. 12 сентября в 14:40 директор Фонда «Институт развития город РТ» Наиля Зиннатуллина, сооснователь и программный директор ЦСК «Смена», исполнительный директор издательства Ad Marginem Кирилл Маевский, архитектор и  основатель бюро Yaratam Design Петр Сафиуллин примут участие в дискуссии «Молодость древней земли: как новые культурные проекты меняют Татарстан и представления о нем». Модератором беседы выступит главный редактор издания «Артгид», историк искусства Мария Кравцова. Посещение дискуссии осуществляется по регистрации