fbpx

Смена

Рубрики
Место Смена События

Ответы на часто задаваемые вопросы о фестивале «Свет и музыка»

Фестиваль «Свет и музыка» пройдет в нестандартном месте. Хотя «Казаньоргсинтез» (КОС) — дружественная и креативная площадка, не стоит забывать, что это охраняемый объект, где действуют некоторые важные ограничения.

Мы рекомендуем всем гостям внимательно прочесть эту статью и подготовиться к поездке заранее. Надеемся на вашу ответственность и желаем хорошо провести время на фестивале «Свет и музыка»!

Что нельзя делать на территории КОС?

  • запускать дроны;
  • подходить к забору завода ближе чем на 3 м;
  • приносить с собой спиртные напитки, колюще-режущие предметы, газовые баллончики.

Что можно делать?

  • снимать на телефон фото и видео;
  • танцевать и наслаждаться атмосферой фестиваля.

Как добраться?

Билеты на трансфер «Смена — Казаньоргсинтез — Смена» распроданы, купить их на месте будет невозможно. Но мы знаем несколько альтернативных способов добраться до фестиваля:

На общественном транспорте

Для полного погружения в атмосферу промзоны рекомендуем выбрать для поездки трамвай №8. Ближайшая к «Казаньоргсинтезу» остановка общественного транспорта — ул. Химическая. До нее также можно добраться на автобусах № 43, 60,62.

На такси

Адрес завода — ул. Беломорская, 101. В среднем поездка на такси из центра до «Казаньоргсинтеза» занимает 25-30 минут и стоит от 300 рублей в одну сторону. Объединяйтесь, чтобы сэкономить и добраться до фестиваля в приятной компании.

Такси довезет вас до этого шлагбаума:

На велосипеде

Для тех, кто любит передвигаться на велосипеде на территории завода есть 2 специальные парковки.

На личном транспорте

К сожалению, у входа на фестиваль нет парковки. Но по улице Химическая, примерно в 5 минутах ходьбы, есть место, где вы сможете оставить машину. 

А если вы захотите немного прогуляться перед фестивалем и изучить местность вокруг завода, то рекомендуем воспользоваться гидом по казанской Жилплощадке от интернет-журнала «Инде».

Можно ли будет поесть?

Да, к фестивалю присоединятся наши друзья:

BaoHaus привезут булочки бао с начинками, десерт моти и прохладительные напитки.

Нефть будут готовить горячие и холодные кофейные и чайные напитки, а также десерты.

Что еще будет на фестивале?

Важной частью вечера станет экспериментальная световая медиаинсталляция, созданная на основе работ НИИ «Прометей» (Калейдофон, 1984 г., Диско, 1986 г., Индикатор, 1972 г.) и архивов завода «Казаньоргсинтез». Ее можно будет увидеть с наступлением сумерек, то есть чуть позже 20:00.

Помимо фудкорта на фестивале будут корнеры наших коллег:

Магазин пластинок «Сияние» представит специальную виниловую подборку «Электрохимия», в которую войдут свежие релизы отечественных независимых лейблов и знаковые альбомы электронной музыки.

Книжный магазин «Смена» подготовит подборку «Между нами химия», которая будет составлена из посвященных синтезу музыки и света изданий из архива Фонда «Прометей» им. Булата Галеева, актуальных социологических исследований, работ об устройстве современного города, научной и научно-популярной литературы для детей и взрослых.

Раздельный сбор отходов

«Казаньоргсинтез» — экологичное производство. При организации фестиваля «Свет и музыка» мы тоже придерживаемся принципов этичного потребления.

На фестивале компания «Фракция» установит баки для раздельного сбора вторсырья. На площадке будут работать сотрудники компании, которые при необходимости смогут вас проконсультировать по вопросам сортировки мусора.

По окончании фестиваля все собранное вторсырье будет отправлено на досортировку на базу «Фракции», а после пойдет на переработку.

Карта фестиваля

Мы собрали для вас карту фестиваля, чтобы вам было удобнее ориентироваться на площадке. На ней вы найдете отметки основных точек фестиваля, мест для парковки и остановок общественного транспорта.

Смотреть карту

Время работы фестиваля

15 июля с 18:00 до 22:00

Лайн-ап аудиовизуального концерта

18:00 — Holofonote Х Nadya Kimelyar

18:40 — Fjordwalker 

19:40 — Flaty

20:30 — Long Arm

Узнать больше о каждом артисте можно в гиде по фестивалю от интернет-журнала Enter

Почему завод «Казаньоргсинтез»?

Предприятие «Казаньоргсинтез» было основан в Казани в 1958 году, а первая продукция была выпущена в 1963. Тогда же, в 1962 году, в городе запустилось Студенческое конструкторское бюро «Прометей», которое специализировалось на разработке cветомузыкального оборудования и в 1994 году стало научно-исследовательским институтом. Идейным вдохновителем и организатором проектов СКБ был Булат Галеев – доктор философских наук, художник, физик. Более полувека сотрудники «Прометея» создают технические разработки в сфере аудиовизуального синтеза: светоконцерты, абстрактные фильмы, видеоарт, световой дизайн, саунд-арт и светографику. «Казаньоргсинтез» и НИИ «Прометей» связаны не только временем своего создания и идеями синтеза, которые лежат в основе предприятия — химического синтеза, и «Прометея»  — синтеза искусств, но и материальной продукцией завода, которой активно пользовались «прометеевцы». Например, для получения световых эффектов в светомузыкальных устройствах использовались фильтры из цветного полупросветного оргстекла, созданного «Казаньоргсинтезом». 

Рубрики
Смена События

Летний книжный фестиваль «Смены» в Нижнекамске

30 и 31 августа в Нижнекамске впервые пройдет Летний книжный фестиваль «Смены» при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел». Место проведения — сквер Лемаева, вход свободный.

Главные новости и подробности о программе ищите в телеграм-канале фестиваля: https://t.me/smenakama

Центральным событием фестиваля станет книжная ярмарка, которая пройдет в сквере Лемаева на площади перед театральным комплексом «Джалиль» 30 августа, в День Республики Татарстан. Также 30 и 31 августа будут организованы презентации книг, лекции, дискуссии, кинопоказы, спектакли, профессиональная программа для работников культуры, экскурсии и специальные проекты, направленные на развитие культуры Нижнекамска. Оба дня на площадке будет работать книжный корнер «Смены» со специальной подборкой книг для Нижнекамска. 

Для организаторов Летнего книжного фестиваля важны и самые маленькие гости, поэтому большая часть события — детско-семейная программа, в рамках которой издательства и иллюстраторы проведут для детей всех возрастов мастер-классы и воркшопы. Дети попробуют себя в создании комиксов, окунутся в историю, создадут собственные коллажи и небольшие книги. 

Книжная ярмарка

В книжной ярмарке фестиваля примут участие главные российские независимые издательства из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов России. Ярмарку можно разделить на два основных блока. Первый — издательства, специализирующиеся на современной детской литературе — А+А, «Абрикобукс», «Белая ворона», «Самокат», «Издательский Дом Мещерякова», «Обложка», «Юлбасма», «Карьера Пресс», «ТАТМЕДИА» и «Татарское книжное издательство». Второй — книги по психологии, искусству, музыке, театру, деловой и научно-популярной литературе, которые будут представлены изданиями Ad Marginem, «Альпина», «МИФ», «Смена», Музея современного искусства «Гараж» и многими другими издательствами.  Специально для фестиваля в Нижнекамске книжный магазин «Смена» подготовит тематическую подборку «Между нами химия», в которую войдут современные издания о науке и химии, которая окружает нас каждый день. 

Образовательная и кинопрограмма

За два дня фестиваля в Нижнекамске пройдут лекции и дискуссии о науке, современном мире и городе, культуре и искусстве, экологии, моде и бьюти-сфере. Важным блоком программы станет серия мероприятий «Между нами химия» в рамках которого известные ученые расскажут о том, как благодаря химии устроен наш мир — от тайн мышления и химии мозга до астрохимии и того, как рождаются звезды. Также в рамках этого блока состоится презентация новой детской книги «История одного лета или 45 фактов о пластике», созданной при поддержке СИБУРа.

Совместно с интернет-журналом Enter на фестивале состоится дискуссия «Город на Каме: Каким может быть Нижнекамск будущего» в рамках программы «Городские модераторы». Эксперты и гости обсудят, что представляет собой Нижнекамск сейчас, каким может быть событийное направление города, как влияет промышленность на развитие территорий.

Еще одна дискуссия будет посвящена локальному и промышленному туризму — спикеры фестиваля обсудят с жителями туристический потенциал Нижнекамска.

Лекции прочитают спикеры из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Драматург и режиссер Дина Сафина расскажет о том, что такое театр горожан, а главный редактор издания «Артгид» Мария Кравцова прочитает лекцию о том, как и когда появилось современное искусство. 

Лекции сопровождается кинопрограммой «Мода, дизайн и экология», которая дополнит темы событий.

Театральная программа

Театральная площадка из Казани MOÑ представит новый проект театра горожан с жителями Нижнекамска, в рамках которого участники по-новому посмотрят на свой город. В проекте смогут принять участие все желающие, опыт не важен, главное — интерес. Горожане, которые раньше были только зрителями (или не доходили до театра), получают возможность быть активными создателями спектакля. Самые важные воспоминаниями или их любимые места в городе станут основой будущего спектакля. Все желающие могут рассказать свои истории или поделиться историей бабушек, дедушек, знакомых или родителей о Нижнекамске.

Ведущие проекта: драматурги и режиссеры Дина Сафина и Мария Сивова.

Заявки на участие принимаются до 19 августа.

Записаться в театральную лабораторию: https://forms.gle/YpBczkBq3U6trV639 

Специальные проекты: социокультурное исследование, медиа-лаборатория и профессиональная программа

В рамках Летнего книжного фестиваля интернет-журнал «Инде» проведет образовательную лабораторию «Нижнекамск глазами местных», в рамках которой редакция издания расскажет жителям Нижнекамска о ключевых инструментах работы в современном медиапространстве и блогосфере. Итогом воркшопа станет серия публикаций на сайте и в соцсетях «Инде», рассказывающих о семейных историях жителей Нижнекамска и их городе. Заявки на участие принимаются до 25 августа включительно. Заполнить анкету в лабораторию 

Для Летнего книжного фестиваля важно развитие локальной культуры и ее деятелей, поэтому один из блоков фестиваля — профессиональная Школа культурного менеджмента для работников музеев, библиотек, книжных магазинов и других проектов культуры Нижнекамска. Двухдневная конференция-школа продолжит начатую на казанском ЛКФ инициативу — создание межрегиональной платформы для профессионального обмена опытом, которая дает готовые инструменты работникам культуры для их развития, запуска книжных проектов и увеличения туристического потока в городе. Преподаватели Школы культурного менеджмента — работники и руководители культурных институций из разных городов страны, авторы и редакторы известных городских СМИ, специалисты в области развития онлайн и офлайн проектов, преподаватели социологии и культурологии. Программа школы, с одной стороны, дает новый инструментарий для работы культурных учреждений и городских проектов, а с другой — вдохновляет на новые проекты.

Запись в Школу осуществляется по ссылке: https://forms.gle/rgpL5NcPpupUXczy6 

В Нижнекамске продолжится начатое в Казани исследование «Мы солнце встречаем в пути», которое Центр современной культуры «Смена» реализует совместно с интернет-изданием «Инде», Фондом «Институт развития городов Татарстана» и Институтом исследований культуры НИУ ВШЭ. Проект поможет выяснить, как за последнее время изменились туристические практики татарстанцев и какую роль в этом играет книжный текст. 

Программа социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» стартовала 1 февраля 2016 года во всех ключевых городах деятельности компании и осуществляется по семи направлениям, которые охватывают наиболее важные общественные сферы: развитие городов, образование и наука, спорт и здоровый образ жизни, охрана окружающей среды, культура, инклюзия и волонтерство. Подробная информация о программе доступна на https://www.formula-hd.ru/

Рубрики
Смена

«Натуральные числа». Выставка Ильгизара Хасанова

С 25 мая по 16 июля пройдет тринадцатая персональная выставка Ильгизара Хасанова «Натуральные числа». В галерее будет представлено одиннадцать произведений художника, в том числе, созданных специально для нового проекта.

Экспозиция будет состоять из двух инсталляций, олицетворяющих разные этапы жизни человека — от рождения до превращения в чистый знак памяти. Работы художника в экспозиции перекликаются между собой таким образом, чтобы указать зрителю на совпадение чисел и знаков в круговороте жизни. Также важной частью выставки станут видеозаписи бесед художника с его другом Рашидом Тухватуллиным об общих воспоминаниях, идеях и «натуральных числах».

«Концептуальное решение выставки строится вокруг нескольких смысловых осей, в системе которых движутся люди и предметы: между вещью и знаком, единичным и множественным, линейным и цикличным. Согласно задумке проекта, натуральные числа – те, что возникают в процессе простого бытового подсчета – выступают точками совпадения между фактами жизни и символами, которые производит художественное сознание. Эти совпадения, в свою очередь, находят выражение в организации экспозиции и компоновке работ.

Структура выставки задана двумя инсталляциями – “Соль земли” и “Велосипедист”, которые имеют по пять составных элементов. В каждой из них по-своему раскрывается один и тот же сюжет: движение жизни от рождения субъекта к превращению его в чистый феномен памяти, знак самое себя. Расположенные зеркально вдоль маршрута прямого и обратного осмотра экспозиции, они образуют цикл, в котором остальные работы автора сопровождают зрителя по намеченному символическому пути.

Ключевым содержательным элементом проекта станет также серия из четырех видеоразговоров Ильгизара Хасанова с Рашидом Тухватуллиным – другом художника и постоянным автором текстов к его выставкам. Каждое видео соответсвует своей части экспозиции и композиционно связывает расположенные вокруг художественные предметы. Идея “четырех разговоров” представляет собой аллюзию на “Три разговора” философа Владимира Соловьева и кинопостановку этой книги – фильм “Мальмкрог” (реж. Кристи Пую, 2020 г.), где непрерывные беседы героев о метафизике добра и зла, вере, смысле и цели жизни и истории звучат на фоне грядущего эпохального слома»

Ярослав Алёшин, куратор проекта.

 

 

Рубрики
Место Смена События

Серия шоукейс-фестивалей «Смены» в Иннополисе


В этом году «Смена» стала резидентом Иннополиса и до конца 2022 года мы проведем в городе серию событий и шоукейс-фестивалей.

Купить билет

30 апреля мы приглашаем вас отправиться в однодневное путешествие в самый молодой город России. За один день вы успеете исследовать город, посетить научно-популярный лекторий, экскурсию по астрономической обсерватории и книжный корнер. Добраться до Иннополиса из Казани и обратно можно будет на специальном шаттле.


Цена поездки:

  • 1000 рублей с трансфером от Центра современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7) в 11:00.
  • 500 рублей с посещением экскурсии по Иннополису от Мэрии города, лекций и книжного корнера.

Лекции в Иннополисе пройдут в Технопарке им. Лобачевского в первом в мире коворкинге с дополненной реальностью. Как добраться до Иннополиса самостоятельно: маршруты и расписание автобусов.

ПРОГРАММА

Аудиорейс «Радиогалактика» с Ником Завриевым

Весь маршрут Казань-Иннополис на нашем автобусе пройдет в сопровождении односерийного подкаста «Радиогалактика». О зарождении электронной музыки в СССР, о том как космос и научно-технические достижения влияли на развитие электронной и не только музыки расскажет в новом формате московский музыкант, диджей, журналист и автор подкаста «Планетроника» Ник Завриев.

12:00 Астрономическая обсерватория им. Энгельгардта

В загородной экскурсии по обсерватории им. Энгельгардта примет участие астроном и спикер нашего фестиваля-шоукейса Владимир Сурдин. Мы поговорим об истории обсерватории, пройдемся по территории и узнаем, какими инструментами пользовались казанские астрономы раньше и с чем работают сейчас.

15:00 Лекция «НИИ “Прометей” и космос. Как творческое объединение при казанском авиационном институте оформило советский космический проект»

Сотрудники архива СКБ-НИИ Прометей представят одно из самых удивительных устройств коллекции — светозвуковой индикатор системы человек-машина, созданный в конце 60-х годов инженерами «Прометея» для применения советскими космонавтами. Из материалов архива:

«Инженерная психология установила (как это ни парадоксально на первый взгляд), что информационная недостаточность, сенсорная депривация оказывается для оператора более опасным состоянием, чем информационная перегрузка Таким образом, “сенсорная гимнастика» является остро необходимой и в этих условиях, так же как и общефизическая тренировка. По мнению многих ученых и космонавтов, перспективно использование подобного приема в долговременных межпланетных полетах. Именно с личной инициативы С.П. Королева и были начаты нами в 1966 году работы по светомузыкальной индикации.На экране при нормальной работе системы автоматически воспроизводится красочная светомузыкальная картина. Как только в контролируемой системе происходят какие-либо отклонения от нормы, красочное изображение вытесняется красно-белой пульсацией, в музыке появляются неприятные на слух искажения, синхронность между воздействием звука и света нарушается. Все это вместе вызывает негативную эмоциональную реакцию у оператора, заставляет его обратить внимание на основные индикаторы для принятия конкретных мер». 

С докладом по этой теме «прометеевцы» несколько раз выступали на Гагаринских чтениях.

16:30 Лекция Внеатмосферная астрономия и новый космический телескоп “Джеймс Уэбб«”»

Рождение космонавтики открыло новую эпоху в астрономии, позволив наблюдать Вселенную не сквозь атмосферу, а из космического вакуума. Каждый новый космический телескоп заметно меняет наше представление об эволюции Вселенной. На телескоп «Уэбб» особые надежды — он может обнаружить признаки внеземной жизни.

Владимир Сурдин — астроном, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, лауреат Беляевской премии и премии «Просветитель»

Поп-ап книжного магазина «Смена»

Тематический корнер прогрессивистской литературы, интеллектуально затрагивающий все близкие событию и городу повестки: урбанизм малого города, космонавтика, технический прогресс и робототехника.

Рубрики
Место

Лекция «Такие незнакомые грибы»

В этой лекции мы немного поговорим о том, кто такие грибы, когда появились, сколько их и где встречаются, но большая часть лекции будет отведена их функциям в природе. То, что протекает незаметно, буквально под нашим ногами, но вместе с тем является ключевым механизмом в природе, напрямую связано с деятельности представителей царства Fungi. Наши наиболее популярные знания о грибах, диктуемые гастрономическим интересом, по сути своей, не дают никакого представления об их роли в природе, а тем временем эта роль существенно влияет на функционирование почти всех наземных экосистем. Грибы, будучи представителями природы со скрытым образом жизни, всегда вызывали интерес у ученых и порождали суеверия у людей, далеких от науки, их боялись и обходили стороной, иногда обожествляли и приписывали сверхъестественные свойства. В действительно, даже без подобных свойств грибы вполне могут удивлять искушенную публику.

Ким Потапов — старший преподаватель кафедры общей экологии ИЭиП КФУ

Купить билет

Рубрики
Место События

День открытых дверей «Смена Дети»

В субботу в лектории пройдет День открытых дверей художественной студии «Смена Дети». Все желающие смогут познакомиться с преподавателями, узнать детали осенних курсов и принять участие в тестовых занятиях. Прийти на День открытых дверей можно в любое время в течение двух часов. Занятия пройдут в группах по 5-6 человек по 20 минут одно за другим.

Бесплатная регистрация 

Программа занятий Дня открытых дверей

1) «Кто эта буква?»

Ведущие: иллюстратор Гузель Гарипова и дизайнер Юлия Диярова

Сделаем буквы: подумаем, на что или кого они похожи, есть ли у них ноги, голова и даже хвост, а потом придумаем, как можно сделать букву подвижной или трансформируемой.

2) «Стальные линии»

Ведущие: архитекторы Маргарита Зверко и Аделина Абдуллина

Познакомимся с техникой создания форм из вязальной металлической проволоки, а потом придумаем и создадим металлическую скульптуру из неё. 

3) «Дары уходящего лета»

Ведущая: Элина Касимова — апсайкл-художница и создатель творческого проекта «Тартмада»

Все желающие сделают штампы из овощей, фруктов и растений и соберут их на кусочках ткани, которые потом можно будет пришить к одежде. 

Приносите с собой любимую летнюю футболку — оставим память об этом лете прямо на ней!

4) «Первое знакомство с Искусственным интеллектом»

Ведущий: Роман Хакимов — ML разработчик, эксперт в области больших данных. Разработал проект академии программирования. В академии создал 9 обучающих направлений от программирования до Art and science.

Вы напишете свою первую компьютерную программу, запрограммируете виртуального помощника и научитесь иначе смотреть на привычный мир в майнкрафт.   

Рубрики
Место События

«Смена» на blazar: Татарстан — регион года

С 12 по 15 сентября в Музее Москвы пройдет ярмарка молодого современного искусства blazar, спутник Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В этом году мы поедем на blazar в третий раз и представим стенд «Регион года» при поддержке Благотворительного фонда «Татнефть»

blazar — ярмарка молодого современного искусства, спутник московской международной ярмарки современного искусства cosmoscow. Пятый выпуск blazar в 2024 году – это секция Искусства с 55 независимыми художниками, стендами 27 галерей из разных городов, 20 художников в секции цифрового искусства, а также стенд «Регион года», который представит искусство Татарстана. Ярмарка blazar, основанная в 2020 году, впервые прошла в Музее Москвы, став спецпроектом VII международной биеннале молодого искусства. blazar является площадкой для обмена знаниями и опытом, демонстрации траекторий развития молодого искусства, а также для содействия и продвижения различных некоммерческих инициатив, которые наряду с коммерческими структурами способствуют развитию художественной индустрии и формированию открытого дискурсивного пространства.

Сегодня Татарстан — один из наиболее динамично развивающихся районов страны, где с каждым годом увеличивается количество художественных инициатив и объединений. Мы покажем активно набирающее обороты искусство Татарстана, которое существует не только в Казани, но и развивается через локальные художественные проекты в городах республики — «Дебаркадер-30» в Набережных Челнах и «Открытые мастерские» в Альметьевске.  

Зрители ярмарки познакомятся с работами художников, уже ставших заметными за пределами Казани и Татарстана, и с молодыми талантливыми авторами, которые только начинают свою художественную карьеру. На стенде будет представлено более ста работ художников «Смены»: Зухры Салаховой (Казань), Саши Шардак (Казань), Тани Бронниковой (Казань), Нурии Нургалиевой (Казань), Надежды Риговой (Зеленодольск) и Зульфии Илькаевой (Набережные Челны). Работы многих из них уже находятся в собраниях крупных коллекционеров современного искусства. Кураторы стенда — программный директор «Смены» Кирилл Маевский и куратор выставочных проектов «Смены» Артур Голяков.

Стенд также расскажет о нескольких новых локальных инициативах, развивающих современное искусство и создающих новые форматы его присутствия в регионе. 

«Дебаркадер-30» — молодая культурная институция в Набережных Челнах, расположившаяся в старом советском дебаркадере на берегу Камы. Проект открылся в апреле 2024 года выставкой «Стечения» камских художников, а в июле на дебаркадере запустилась лаборатория для локальных художников. 

«Открытые мастерские» — новая точка на карте художественных резиденций России, созданная в Альметьевске. В пространстве находится несколько оборудованных мастерских и жилая комната для гостей.

В качестве «Региона года» мы также примем участие в образовательной программе ярмарки. 12 сентября в 14:40 директор Фонда «Институт развития город РТ» Наиля Зиннатуллина, сооснователь и программный директор ЦСК «Смена», исполнительный директор издательства Ad Marginem Кирилл Маевский, архитектор и  основатель бюро Yaratam Design Петр Сафиуллин примут участие в дискуссии «Молодость древней земли: как новые культурные проекты меняют Татарстан и представления о нем». Модератором беседы выступит главный редактор издания «Артгид», историк искусства Мария Кравцова. Посещение дискуссии осуществляется по регистрации

Рубрики
Место События

Beat weekend 2024 в «Смене»

Двенадцатый фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend, региональная версия московского Beat Film Festival, пройдет в Казани 12 по 22 сентября в «Смене» и Нацбиблиотеке РТ. В программу фестиваля вошли зрительские хиты летнего Beat Film Festival, в том числе фильмы о режиссере Мишеле Гондри, музыкантах Нике Кейве и Рюити Сакамото, голливудском кастинг-директоре Бонни Тиммерман и культовом нью-йоркском фотографе Джеймсе Хэмилтоне, а также лента-победитель программы «Док Индустрия» и лучшие картины Beat прошлых лет. 

Генеральный партнер Beat Weekend — банк для предпринимателей и предприятий Точка. Многолетний стратегический партнер Beat Film Festival — Кинопоиск: лучшие фильмы фестиваля можно будет увидеть онлайн на платформе после окончания Beat Weekend.  

Программа фестиваля в «Смене»:

12 сентября в 19:00«Мишель Гондри: DIY»

12 сентября в 21:00Вечеринка-открытие фестиваля в «Соломе»

13 сентября в 19:00«Линч/Оз»

14 сентября в 15:00«Мишель Гондри: DIY»

14 сентября в 18:00«Ник Кейв и The Birthday party»

14 сентября в 21:00 — Beat weekend dance в «Соли»

15 сентября в 18:00«Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор»

16 сентября в 20:00 «Бег — это свобода»

17 сентября в 20:00«Аалто»

18 сентября в 19:00«СЕО будущего» + Дискуссия «Не бредовая работа. Как сделать свое дело приносящим удовольствие себе и пользу окружающим?». Участники: доктор философских наук Наталья Терещенко, основатель кофеен Filter, «Диван» и «Ист» Ильдар Габидуллин, PR-директор 1010 Hospitality и 500na700 Юля Туранова, шеф-редактор интернет-журнала Анастасия Тонконог.

19 сентября в 20:00«Ник Кейв и The Birthday party»

20 сентября в 19:00«Без фильтров»

21 сентября в 16:00«Двадцать лет со Смешариками»

21 сентября в 18:00«Colette, моя любовь»

22 сентября в 18:00 — «Мишель Гондри: DIY» + Паблик-ток «Что и почему мы творим?». Спикеры: режиссеры Тимур Исмаев и Байбулат Батуллин, психоаналитик, автор проекта «Эти ваши анализы» Ралина Стрелкова.

Рубрики
Книги Рупор Смена

Книга недели — «Исламская кухня»

Как создавалась гастрономическая культура исламского мира? Что было любимым блюдом пророка Мухаммада? Можно ли пить пальмовое вино? В новой книге от издательства НЛО вы узнаете ответы на этот и многие другие вопросы. Предлагаем начать осень с увлекательного гастрономического «путешествия вкусов» из Багдада в Кордову и из Туниса в Палермо.

С разрешения издательства публикуем ознакомительный фрагмент из книги:

«ОНИ СПРАШИВАЮТ ТЕБЯ О ВИНЕ…»

По поводу опьяняющих напитков в Коране есть несколько наставлений в мединских откровениях, однако они, похоже, не накладывают такого категоричного запрета, как в случае со свининой и кровью.

Они спрашивают тебя о вине и майсире [азартная игра]. Скажи: «В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их — больше пользы»1.

Степень категоричности зависит от принадлежности к тому или иному мазхабу. Суннитский ислам насчитывает четыре мазхаба (религиозно-юридических школы, являющиеся высшими религиозными авторитетами). К примеру, ханафитский мазхаб, которому следует большая часть турков, запрещает спиртное не полностью. Вообще, мнения богословов расходятся, но на взгляд неспециалиста Коран осуждает не столько спиртные напитки вообще, сколько злоупотребление ими. Впрочем, вино, в отличие от свинины, вовсе не считается нечистым, ведь оно входит в круг
удовольствий, обещанных мусульманам в Раю.

Поистине, ведь праведники в благоденствии
На ложах созерцают!

Ты узнаешь в лицах их блеск благоденствия,

Поят их вином запечатанным,
Завершение его — мускус.

И к этому пусть стремятся стремящиеся.
Смесь его из Таснима [райский источник] —
Источника, из которого пьют приближенные2.

Если мусульманские законы и запрещали употребление алкоголя, то производство его, которое обеспечивали, главным образом, христиане и иудеи, оставалось легальным. Если мусульманин появлялся в пьяном виде на публике или, что еще страшнее, заходил в таком состоянии в мечеть, обязан был вмешаться городской блюститель нравов (мухтасиб). На практике же на протяжении всех Средних веков от Ирака до Андалусии употребление разного вида алкоголя: виноградного, пальмового, финикового, медового вина и т. д., хоть не одобрялось, но в зависимости от существующего режима в той или иной степени допускалось. Как свидетельствуют многочисленные средневековые источники, на этот счет никогда не существовало единого мнения. Так, два андалузца с разницей в пару веков пишут страстные трактаты о вине: Абу Маслама (XI век) прославляет его в своем «Саду радости в мире вина», а Ибн Заркун (XII век) осуждает в своем «Жаре горящих углей в осуждение вина». Однако после крестовых походов на Среднем Востоке и завоеваний Альмохадов в Магрибе и Андалусии антиалкогольные кампании стали развертываться с удвоенной силой.

Ибн Сейяр, автор нашего главного кулинарного источника, посвящает последние страницы своей книги искусству «мунадама». Этим термином обозначали пиршество или дегустацию вин в кругу образованных мужчин, способных поддержать интересную беседу, иногда даже с участием самого султана. Таким образом, перед нами прямое доказательство, что такая практика открыто существовала в X-XI веках и имела даже свои определенные правила.
Понятно, что состояние опьянения считалось позорным, поэтому Ибн Сейяр настаивал на уважении правил приличия во избежание предосудительного поведения.

Надим [сотрапезник], который пьет с султаном, должен занимать положенное ему место, не претендуя на более высокое или низкое положение; он должен сидеть прямо, не развалясь […]. Не следует зевать, […] не следует заводить жаркие пустые споры под воздействием напитков, потому что так ведут себя только грубияны […]. Пить нужно маленькими глотками, смакуя аромат [вина]. Не пей больше, чем можешь, [остановись] прежде, чем потеряешь голову и станешь с тру- дом контролировать собственные действия. Не поднимай свой бокал раньше султана, не наполняй его раньше султана, пей только после султана или одновременно с ним. И не нужно пускаться в болтовню, петь, играть на музыкальном инструменте или шутить, пока слуга протягивает тебе бокал: следует принимать его, не требуя наполнить его больше или меньше, без споров и препирательств. Если чувствуешь, что тебя одолевает опьянение, как можно скорее вставай и уходи, пока сохраняешь над собой контроль. Не дотрагивайся до руки виночерпия, когда он предлагает тебе бокал, не следи за ним чересчур внимательно, когда он наливает вино, не делай ему знаков, не подмигивай ему и не шепчи на ухо3.

За век до этого ученые в свою очередь спорили о последствиях употребления вина. Так, ар-Рази, мусульманский врач персидского происхождения, руководитель крупной клиники в Багдаде, не соглашался со своими арабскими современниками, которые осуждали не только употребление алкоголя, но и использование его в изготовлении лекарств. Вот одна из рекомендаций ар-Рази:

Полезные свойства вина для профилактики болезней и улучшения пищеварения несомненны, если ему уделяется заслуживающее место и если его количество, качество, а также время употребления соответствуют всем правилам. Оно увеличивает плодовитость, избавляет тело от излишков, способствуя их выведению из организма, и снижает врожденный жар4.

Кажется очевидным, что табу на вино затрагивает в большей степени мусульман арабов, чем не арабов. Среди турков из племени сельджуков, пришедших в Ирак из Центральной Азии в середине XI века, разрешалось употребление вина даже во время правления Буидов. В этом отношении не возникает никаких сомнений, и сам визирь сельджукского султана доказывает это. Низам аль-Мульк, рожденный в персидской семье, убитый членом секты «ассасинов»*, покровитель аль-Газали (одного из самых известных теологов ислама) и основатель медресе (высшее учебное заведение, обучающее религиозным и светским наукам), написал «Книгу о правлении», обращенную к туркменским суннитским суверенам, правившим на всем мусульманском Востоке, включая Аравию. Одна из его глав носит название «О распорядке собраний для винопития и правилах их устройства».

«И условие таково: каждый приходит не иначе, как только с одним гулямом. А чтобы каждый приносил свою бутыль и приводил виночерпия — неприлично […] ибо султан — хозяин мира, все миряне — его семья и слуги. Не надлежит, чтобы нахлебники уносили еду и вино из дома того, к чьей семье принадлежат. Если кто принесет свое вино по той причине, что придворный виночерпий, мол, ему не дает [хорошее], следует наказать виночерпия»***5.

* Ассасины (от араб. хашшишин, буквально — потребители гашиша) — тайная сектантская организация неоисмаилитов-низаритов.
** Араб. «мальчик». Распространенный термин для прислужника.
*** Цитируется по переводу Б. Н. Заходера (Сиасетнаме. М.:
АН СССР, 1949).

  1. Коран, Сура 2 «Корова», аят 219. ↩︎
  2. Коран, Сура 83 «Обвешивающие», аят 22-28. ↩︎
  3. Ibn Sayyar al-Warraq. Kitäb al-tabikh. ed. cit. P. 341-342. ↩︎
  4. Al-Râzi. Le guide du médecin nomade / Traduction de l’arabe par El-Arbi Moubachir. Paris: Sindbad-Actes Sud, 1996. P. 90. ↩︎
  5. Nizâm al-Mulk. Traité de gouvernement. Paris: Sindbad, 1984.
    P.198-199. ↩︎
Рубрики
Место Смена События

Внимание, ярмарка!

Вместе с магазином «Платформа», винтаж-стором «Фильтр» и магазином пластинок «Сияние» мы проведем новое событие — маркет «Внимание, ярмарка!». 14 сентября во дворе книжного магазина «Смена» можно будет купить одежду, попробовать специальное блюдо от кафе «Ист!», послушать виниловый диджей-сет и обменяться вещами и овощами.

Опен-колл на участие в маркете

Стать участниками маркета могут локальные бренды, мастера и магазины. Для этого нужно заполнить анкету и дождаться сообщения от организаторов. Приоритет будет отдан участникам, желающим представить винтажную одежду, предметы интерьера и аксессуары. Стоимость участия — 3000 рублей. Подать заявку можно до 11 сентября включительно — https://forms.gle/fPjS1ouoFpGinQNS9 

Filter Vintage Market

Центральной частью маркета «Внимание, ярмарка!» станет Filter Vintage Market, который соберет лучшие винтажные проекты Казани. Посетители смогут купить редкие предметы одежды, аксессуары и не только. Также «Фильтр» представит два своих новых направления: магазин винтажного люкса и дизайнерских брендов «Параплан» и лавку пленочных фотоаппаратов и пленки No Filter.

Корнер «Платформы»

Мультибрендовый магазин «Платформа» подготовит специальную подборку с новинками: эксклюзивные семплы от бренда «Волчок», юбилейный дроп «Гербария», новая коллекция Сalled a Garment и не только.

Своп одежды и овощей

Еще одна точка маркета — своп. Все желающие смогут принести и обменять одежду и овощи. В зоне свопа принимаются вещи в хорошем состоянии и сезонные плоды с огорода, которым не хватает места у вас дома. Все, что останется без нового хозяина организаторы передадут нуждающимся.

Виниловые диджей-сеты, уличная еда и не только

Весь день на маркете будут звучать виниловые сеты от резидентов и друзей магазина пластинок «Сияние». За еду будет отвечать кафе восточной кухни «Ист!» — шеф-повар подготовит специальное блюдо. 

14 сентября в «Смене» можно будет посетить не только маркет «Внимание, ярмарка!». На первом этаже в обычном режиме будут работать книжный магазин «Смена», магазина пластинок «Сияние» и кофейня «Диван». На втором этаже в «Смена Галерее» открыта выставка SIRENA молодой художницы Анастасии Рыбаковой, вход свободный.

Рубрики
Место Смена События

Лекция «Изменить мир: французская новая волна в кино»

Французская новая волна стала одним из наиболее знаковых событий в истории не только кинематографа, но и культуры XX века. Ее влияние мы можем почувствовать и в кино, и в клипах, и вообще в искусстве и по сей день. Мы представим некоторое общее видение специфики самого направления, его необычного отношения с реальностью, а также творчества ряда знаковых режиссеров и того воздействия, которое эти фильмы и идеи оказали на мир искусства.

Лекция «Изменить мир: французская новая волна в кино»

О французской новой волне говорят много, а ссылаются на нее еще чаще. Мы скромно присоединимся к хору голосов, который звучит уже много десятилетий, и поговорим об этом направлении в кино. На обзорной лекции мы будем говорить прежде всего о том, что из себя представляет кинематограф французской новой волны, как он зародился и что на него повлияло, основных фигурах и, конечно, ряде знаковых для развития направления фильмах. Была ли «новая волна» исключительно кинематографическим явлением? Как она отражает изменившееся отношение к искусству и миру? Все ли фильмы заслуживают сохранения?

Спикер — Алексей Мелихов, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы КФУ

Билеты

Рубрики
Место События

«Смена» на фестивале «Волгафест» в Самаре

Последние выходные лета мы проведем в Самаре. Здесь с 30 августа по 1 сентября проходит фестиваль «Волгафест», где мы представим выставку художницы Зули Алиевой и проведем серию образовательных событий.

Программа фестиваля — https://volgafest.com/

Что мы подготовили?

Выставка «Речные приключения» художницы Зули Алиевой

30-31 августа

Проект иллюстрирует образ реки Волги как живого, большого, бескрайнего, неизведанного, интересного, полного чудес, приключений, сокровищ, чудищ и тайн организма. В серии фотографий Зиля собирает найденные на берегах объекты, частички из собственных детских воспоминаний, обрывки сказок и мифов в картинки, приобретающие некие магические свойства и ценность.

Работа Зули Алиевой из серии «Речные приключения»

Артист-ток с Зулей Алиевой

30 августа в 16:00

Художница расскажет о своей работе с природными материалами и средой в фотографии и инсталляции. В своей практике Зуля опирается на опыт взаимодействия с окружающим миром, вплетая собственные воспоминания, фантазии и мысли в наблюдаемый природный или индустриальный контекст. В качестве примера мы рассмотрим представленный на фестивале проект и другие работы художницы.

Лекция «Художественная среда Казани: проекты, художники и герои»

31 августа в 17:00

В ходе встречи мы поговорим о том, как в последнии годы меняется и развивается молодая казанская художественная сцена, а также про ее представителей и локальные инициативы. Артур поделится опытом образовательных и выставочных проектов Центра современной культуры «Смена» и их влиянии на арт-сообщество и город.

Спикер: Артур Голяков — сооснователь выставочного пространсва Plague Office и куратор выставочных проектов Центра современной культуры «Смена».

Презентация книги «Вниз по Волге» и волжских проектов Центра современной культуры «Смена»

1 сентября в 18:00

Сооснователь Центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский расскажет о волжских резиденциях, организованных совместно с Домом творчества Переделкино. Результатом одной из них стал сборник репортажей путешественников Брюса Чатвина, Йозефа Рота и Хеннинга Кейлера «Вниз по Волге», выпущенный совместно с издательством Ad Marginem. Также Кирилл расскажет про готовящийся путеводитель по Волге.

Рубрики
Книги Рупор

Книга недели — «Стефан Цвейг. Дневник 1914-1916»

Одним из самых известных и обсуждаемых фактов биографии величайшего пацифиста немецкой литературы Стефана Цвейга стало его самоубийство в феврале 1942 года. Это событие — излюбленный аргумент в кухонных разговорах о неожиданностях судьбы и вреде поспешных выводов: «Он думал, что выхода нет, а подождал бы три года, и всё бы разрешилось!». Но задним умом умён каждый из нас.

Несмотря на то, что предлагаемое издание охватывает дневниковые записи периода не Второй, а Первой мировой войны, оно кажется нам особенно примечательным. И дело вовсе не в том, что это своеобразный документ эпохи, а в том, что над каждым маленьким несостоявшимся пророчеством возвышается мысль о любви к человеку со всеми его сомнениями, поспешными выводами и ошибками, ложными надеждами и обманутыми мечтами. Каждый великий — не мраморное изваяние, и потому, как писал Гюнтер Грасс, иногда стоит презреть высокие чувства прыгуна, подойти к перилам и слезть на лестницу, а каждая перекладина по дороге вниз обязательно подтвердит, что с вышек можно не только прыгать, но и спускаться, не прыгнув.

С разрешения издательства libra мы публикуем ознакомительный фрагмент:

Август

Понедельник, 24. Новая победа Германии! Со всех сторон.
В Вене тихо, будто весь город прислушивается и не решается
заговорить.

Вторник, 25. Победы Германии великолепны: наступление подобно вееру, который раскрывается, приближаясь
к Парижу. Читать об этом, чувствовать это, переживать времена Наполеона, конечно, издалека, очень издалека, на короткое время. Как завидую я ликованию Берлина, которое
никогда не сменится опьянением.

Среда, 26. Наконец-то и наша победа в России. Целый день
все бурлило. В воздухе слухи, радость. Порой можно было
видеть офицеров, подходящих друг к другу, пожимающих
руки. Наконец-то экстренные выпуски! И еще новость: наш
корабль1 участвует в сражении в Восточной Азии – героический, великолепный поступок, полный величия! Глоток свежего воздуха! В Вене почти радостный настрой, хотя флаги не развеваются и ликование не выплескивается на улицы. Мы подозрительны к самим себе, не верим себе. И я больше прочих: когда посетители в кафе начинают делить Бельгию, меня бросает в дрожь от этой самоуверенности, и я прошу их замолчать, не стоит искушать богов.

Четверг, 27. Немцы взяли Намюр2 и Лонгви! Снова вперед! Правда, на восточной границе фланг, кажется, смят, если
я правильно понял сводки; потому Берлин и ликует из-за нашей победы под Красником3.

Пятница, 28. Газеты сообщают о масштабных сражениях
по всей границе с Галицией, которые продлятся много дней.
Кровь стынет в жилах, как представляешь все, что происходит на севере. В Вене распространяется понятная нервозность: у всех в руках газеты, все взволнованы. Вечером новость о победе над англичанами под Мобёжем4, безграничный восторг.

Суббота, 29. Лихорадка разгорается, газеты лаконично сообщают, что сражение бушует и перевес на нашей стороне. Население взвинчено, все дрожим в ожидании. Вечером внезапно слух: Военное министерство сообщило о крупной победе, спешим туда. Неправда. Но сотни людей окружают здание и жадно заглядывают в освещенные окна, словно мотыльки, стремящиеся к свету. Некоторые сидят здесь уже несколько часов, как будто ожидание ускорит появление известий, но окна безмолвствуют, только караульные мрачно патрулируют здание. Вечером несколько строк о Лёвене, сожженном немцами.

Воскресенье, 30. Вышло эссе о Лёвене в праздничном выпуске5, поздравляли у Бенедикта. Говорит, у него хорошие новости о сражении, все радуются. После еды в шахматы с Требичем, хоть какое-то разнообразие. Вечером снова волнение, напрасно, напрасно!!

Понедельник, 31. Ничего определенного, вечер с Хансом
Мюллером, интересные споры, масштабы победы Германии
под Ортельсбургом6 постепенно проясняются.

  1. Бронепалубный крейсер Kaiserin Elisabeth (спущен на воду 25. сентября 1890 г., затоплен экипажем на рейде Циндао 2. ноября 1914 г.) принимал участие в обороне немецкой базы в Циндао 25. августа. Как и еще один крейсер аналогичного типа, Kaiser Franz Joseph I (спущен на воду в 1889 г., затонул ноября 1919 г. в Которском заливе). Считается, что к началу войны оба крейсера уже устарели. ↩︎
  2. Столица бельгийского региона Валлония. ↩︎
  3. В 1914 г. город относился к Российской империи. В настоящий момент входит в состав Люблинского воеводства в Польше ↩︎
  4. Город на севере Франции на границе с Бельгией. ↩︎
  5. Löwen // N. F. P. 30.08.1914. См. Приложения. ↩︎
  6. Город в Восточной Пруссии, в настоящий момент Щитно (Польша). ↩︎
Рубрики
Место События

«Смена» в детском парке «Елмай»

30 августа в рамках открытия нового детского парка «Елмай» состоится запуск двух проектов, организованных совместно с Центром современной культуры «Смена».

Детский парк «Елмай» — это новое открытое пространство на набережной реки Казанки. В парке расположились большая детская площадка с несколькими зонами, многофункциональный павильон, фонтан, сцена, поляны для отдыха и мероприятий, большой природный лабиринт и зоны для тихого и спокойного отдыха.

Детский книжный магазин «Смена»

В павильоне откроется первый детский книжный магазин «Смены». Богатая инфраструктура парка расширится небольшим книжным корнером, который представит актуальную иллюстрированную детскую литературу, увлекательно рассказывающую детям о различных фактах культуры, природы, науки и искусства. Магазин расположится в отдельном помещении рядом с кафе.

Занятия от «Смена Дети»

В сентябре в парке запустятся занятия от художественной студии «Смена Дети», которая занимается развитием творческого потенциала детей через занятия с практикующими художниками, архитекторами, дизайнерами, музыкантами и драматургами.

Выставка «Мой дом на воде»

30 августа на территории парка откроется выставка «Мой дом на воде» художницы Натальи Демьяненко. Выставка основывается на одноименной детской книги, вышедшей в издательстве А+А и расскажет о том, как люди по всему миру живут на воде — соломенных островах, плавучих дворцах, морских фермах, речных дебаркадерах, хаусботах, баржах, кварталах и целых городов на воде. Вместе с автором зритель отправится в путешествие вокруг земного шара по рекам, океанам, каналам и озерам, воды которых защищают, кормят и служат домом. А еще они дают чувство особой свободы —  и ответственности за нашу планету. 

Выставка расскажет и о новом доме на воде — детском парке «Елмай», открывающегося на набережной реки Казанки.

Рубрики
Книги Рупор Смена

Книга недели — «Карл Шмитт: взлёт и падение»

Благодаря усилиям издательского дома «Дело», на русском языке вышла выдающаяся биография, написанная Райнхардом Мерингом — полнокровное и кропотливо составленное описание не только жизни, но и работ Карла Шмитта, одной из самых ярких (и спорных) фигур в теории права и политической теории ХХ столетия, оказавшей огромное влияние на последующие поколения мыслителей. Перевод — Ирины Ивакиной, в роли научного редактора выступил Игорь Чубаров.

Предлагаем ознакомиться с небольшим фрагментом из книги, уже лежащей на наших полках, а также советуем обратить внимание на социальные сети издательского дома «Дело», чтобы быть в курсе других, не менее интригующих проектов:

Группа ВКонтакте

Телеграм-канал

Официальный сайт

«Радиоспектакли»

Еще до 1933 года Шмитт часто выступал на радио. Теперь он нашел новые контакты на Hessischer Rundfunk. Он общался с Альфредом Андершем и его преемником Хайнцем Фридрихом из Nachstucio. 19 июня 1951 года Hessischer Rundfunk передал в эфире беседу Шмитта и Вальтера Варнаха на тему «Имеет ли смысл философия истории?»1. Осенью 1953 года Фридрих2 попросил еще один материал для серии «Говорит наука». Шмитт сразу предложил доклад на тему «Номос земли». Затем он встретил Раймона Арона в Тюбингене и захотел устроить с ним дискуссию о власти. Однако и Арон, и затем Гельмут Шельски и Арнольд Гелен отказывают. Поэтому Фридрих принимает предложение провести беседу по написанному заранее тексту и с участием профессиональных дикторов. Таким образом, «проект «Принципы власти»» изначально должен был стать реальным разговором и только после отказа участников стал художественным диалогом и «радиоспектаклем-головоломкой» (BS, 180). Запись была сделана 21 июня на станции Hessischer Rundfunk.

Шмитт объясняет: «Разговор — это своего рода головоломка, в которой основная часть построена вокруг противопоставления морального и диалектического мышления. Говорящий Х излагает моральную точку зрения, которая сразу выносит оценку, вместо того чтобы сперва взглянуть»3. В дискуссии участвуют вопрошающий «юноша» и отвечающий «К. Ш.». Роли распределены в анонсе. Место действия не указано. В отличие от хайдеггеровской «Отрешенности» или даже платоновских диалогов4, рамки разговора, объективные «обстоятельства» «собеседников», не играют никакой роли в ходе беседы. К. Ш. ведет беседу с позиции автора в доктринерской манере. Он читает лекции о подходе к человеку, стоящему у власти, и его зависимости от «общей ситуации», и конфигурации. В середине пьесы юноша практически замолкает. «Интермеццо» призвано драматургически взбодрить слушателя. Во второй части юноша задается оценочным вопросом, является ли власть добром или злом. К. Ш. объясняет ответы папы Григория Великого и Якоба Буркхардта, исходя из исторических обстоятельств. Тем самым он обманывает дилетанта и подводит юношу к разговору о Гоббое. С помощью «Левиафана» он обращается к современному опыту бессилия. Он обходится без философского обсуждения процедур легитимации. Юноша спрашивает: «Но человек!
Где человек?» (GM, 29). К. Ш. прерывает разговор несколько неудовлетворительно. Возвращение на уровень человека —
это «не решение, а только начало нашей проблемы проблемы» (GM, 29). Этот «К. Ш.» предстает не в образе сократовского собеседника, но в образе лектора по политологии. Он бы разочаровал своих слушателей, если бы был моделью Плеттенбергских бесед.

Программа была подготовлена профессиональными дикторами5 и транслировалась 22 июня 1954 года в вечернем эфиpe Hessischer Rundfunk под названием «Принципы власти. Беседа с К. Ш.» Шмитт записал текст на пленку в частном порядке с Анимой и тем самым отметил свой день рождения6. 22 ноября беседа повторяется в ночной программе WDR после объясняющего предисловия7. Шмитт выражает благодарность за «превосходное воспроизведение и интерпретацию»8. В середине сентября текст беседы публикует Неске: «что-то в духе томика Хайдеггера»*. Название не выбрано. Неске не нравится «Беседа с К. Ш.». Шмитт предлагает: «Мера власти. Ответ старшего младшему»9. Другой предложенный им вариант: «Доступ к власти, или Пространство и преддверие человеческой власти»10. В издательском договоре по-прежнему написано: «Разговор о власти и доступе к власть имущему»**.

Фридрих просит прислать новый текст «для предстоящей зимней программы»11. Однако он считает тему «справедливой войны» «несколько деликатной»12 и хочет «технологическую тему». Шмитт прислал новое издание «Земли и моря», и Фридрих согласился. В конце 1954 года он встретился со Шмиттом наедине. 11 марта Шмитт отправляет свой «Разговор о новом пространстве», который Фридрих получает с «чрезвычайным одобрением»13. 12 апреля она была «великолепно представлена» (BS, 192) в эфире Hessischer Rundfunk. Гизельхер Вирзинг опубликовал сокращенную версию в журнале Christ und Welt14. Шмитт рассматривал возможность опубликовать ее в Diedrichs15. Драматургия этого разговора сложнее. В нем появляются Альтман, Ноймайер и Макфьючер. Хайнц Фридрих озвучивает Альтмана. Позиции определяются дистанцией между поколениями и отношением к будущему. Однако настоящий «Разговор троих», анонсированный в заголовке газеты Zeit, так и не состоялся. «Альтман» представляет «элементарную» точку зрения и «консервативный» принцип человека как «сына земли». «Полет в космос» не смог решить политических вопросов современности. Скорее, «укрощение освобожденной от уз технологии» (SGN, 568) является текущим «вызовом», однако, прежде всего, необходимо правильно поставить «вопрос о великом вопросе» (SGN, 559) и сформулировать задачу, а не поспешно свернуть к устаревшим ответам. В итоге «Альтман» оказывается подлинным «Макфьючером».

После этого Фридрих покидает Hessischer Rundfunk, поэтому дальнейшее предложение, касающееся небольшой работы о Гамлете, которую только что завершил Шмитт, остается нереализованным. Однако в июле 1954 года Зомбарт выпустил программу «Бенито Серено, или Миф Европы»16, вдохновившую Шмитта на интенсивные дискуссии, которые, в свою очередь, повлияли на его интерпретацию Гамлета. В последующие годы были реализованы новые проекты. Например, WDR попросил провести радиопереговоры с Раймоном Ароном на тему «Европейские левые — теперь бездомные?»17, на что согласился Шмитт. Однако вскоре предложение было отменено18.

  • * Письмо Неске Шмитту от 03.07.1954 (RW 265-10263); ср. еще письмо Неске от 23.05.1954 (RW 265-10262); имеется в виду текст Хайдеггера: Aus der Erfah-rung des Denkens (Pfullingen, 1954); Шмитт встретил Неске в Тюбингене в феврале (BS, 150).
  • ** Договор от 24.07.1954 в: RW 265-21590, там же приводятся и расчетные документы. Первый тираж составил 1000 экземпляров. Авторский экземпляр Шмитта от сентября 1954 года с многочисленными исправлениями и «пробным» листом или списком успешных фрагментов текста: RW 265-27455; список посвящений: RW 265-21022. Связь с Неске прерывается в 1955 году.
  1. Комментарий Варнаха в: RW 265-18936. ↩︎
  2. Письмо Фридриха Шмитту от 15.09.1953 (RW 265-4432); об истории возникновения см.: Gerd Giesler, Nachwort // Carl Schmitt, Gespräch über die Macht und den Zugang zum Machthaber, Stuttgart, 2008, 66-95. ↩︎
  3. Шмитт — Фридриху, 08.06.1954 (RW 265-13013). ↩︎
  4. Захватывающая история философского диалога искусств: Vittorio Hösle, Der philosophische Dialog. Eine Poetik und Hermeneutik, München, 2006. ↩︎
  5. Согласно письму Лео Фербера от 30.06.1954, текст читали Вальтер Зильбехер и Вальтер-Андреас Шварц, режиссер: Вальтер Грюнциг (RW 265-11439). ↩︎
  6. Шмитт — Варнаху, 13.07.1954 (HAStK, Best. 1688, Korrespondenz mit Carl Schmitt). ↩︎
  7. Запрос Nordwestdeutschen Rundfunk от 21.10.1954 через Ирменгард Клевитц (RW 265-11466); текст предисловия в: RW 265-20336. ↩︎
  8. Шмитт в вечерней студии Hessischen Rundfunk 23.06.1954 (RW 265-13396). ↩︎
  9. Заметка Шмитта на оборотной стороне письма Неске от 08.07.1954 (RW 265-10264). ↩︎
  10. Черновик письма Шмитта Неске от 08.07.1954 (RW 265-21591). ↩︎
  11. Фридрих — Шмитту, 29.07.1954 (RW 265-11440). ↩︎
  12. Письмо Фридриха Ш митту от 08.08.1954 (RW 265-4445). ↩︎
  13. Машинописная рукопись в: RW 265-21788; Фридрих — Шмитту 16.03.1955 (RW 265-4451); ср. Шмитт — Варнаху, 22.03.1955 (HAStK, Best. 1688, Korrespondenz mit Carl Schmitt). ↩︎
  14. Вирзинг — Шмитту, 12.05.1955 (RW 265-18339) и BS 200. ↩︎
  15. Об этом см. письмо Герберта Нетте Шмитту 16.06.1955 с положительный боль-том (RW 265-10308) и 28.06.1955 (RW 265-10309) с сожалением по поводу небольшого объема текста. ↩︎
  16. Машинописная рукопись: Nicolaus Sombart, Benito Cereno oder der Mythos Euro as Bine Plauderei am Kamin Selbstdritt (RW 265-20445); также список дискуссий о Бенито Серено Шмитта (RW 265-20447). ↩︎
  17. Герт Тойниссен — Шмитту, 14.04.1959 (RW 265-11500). ↩︎
  18. Тойниссен — Шмитту, 08.07.1959 (RW 265-11502). ↩︎
Рубрики
Место События

Рудник 2024: Показ итоговых работ

В последний день кинофестиваля «Рудник», 22 августа, мы подведем итоги Школы документальной анимации. Участники Школы представят свои мультфильмы, над которыми работали на протяжении 10 дней фестиваля.

17 участников из разных городов страны создавали собственные документальные анимационные фильмы под руководством преподавателей — программного директора Большого фестиваля мультфильмов Дины Годер, сценариста Александра Родионова, а также режиссеров анимации Анны Швейгольц и Михаила Солошенко.

Показ пройдет 22 августа в 18:30 в конференц-зале Музея Свияжска. Адрес: остров Свияжск, ул. Успенская, 22.

Бесплатная регистрация: https://smena-kazan.timepad.ru/event/3007748/

Как добраться до Свияжска

Для гостей фестиваля будет организован специальный трансфер Казань-Свияжск-Казань.

Стоимость поездки туда и обратно — 400 рублей. Рекомендуем купить билет заранее: https://smena-kazan.timepad.ru/event/3007739/

ВАЖНО: регистрироваться на показ нужно даже если вы купили билет на трансфер!

Автобус в Свияжск отправляется в 17:00 от Центра современной культуры «Смена» (Бурхана Шахиди, 7), из Свияжска — в 20:30 со стоянки перед речным вокзалом. Телефон для связи: +79871827656 Азалия

Документ. Для посадки в автобус нужно иметь с собой любой документ, подтверждающий личность (на то же имя, что и регистрация на Timepad). Распечатка электронного билета не требуется — у нас будет список с именами всех, кто купил билет.

Фестиваль организован Центром современной культуры «Смена», музеем-заповедником «Остров-град Свияжск» и фондом «Живой город» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан