fbpx

Смена

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

Лейбл «Смена» — что это такое?

О первых трех релизах

«Смена» открывает свой музыкальный лейбл, который будет заниматься архивированием и продвижением музыкальных проектов, реализованных в «Смене» или при ее активной поддержке и участии.

С момента создания мы занимаемся десятками направлений, а музыка — одно из самых важных из них. Результаты творческих резиденций, проектов в области современного искусства и другие визуальные проекты, архивируются в виде серии книг, газет и каталогов выставок. Проекты, связанные со звуком до этого момента никак не фиксировались. Лейбл закрывает этот пробел и открывает доступ к нашим музыкальным и саунд-арт проектам.

Сегодня три первых релиза «Смены» стали доступны на всех стриминговых сервисах и появились лимитированным тиражом на компакт-дисках. Вместе с критиками и участниками музыкальной индустрии «Рупор Смены» рассказывает об этих альбомах.


Vatannar — Live at КЦ «Дом»

слушать на всех площадках: https://band.link/IMCkA

Результат творческой коллаборации казанского дуэта Djinn City, немецкого музыканта Гвидо Мёбиуса, тувинского композитора Сугдэра Лудупа, а также Фольклорного ансамбля Казанской консерватории, спродюсированный «Сменой» в рамках фестиваля «Родина-Сеть», преодолевший в 2020-м границы ковидной действительности — проект Vatannar. Первым релизом проекта станет запись живого выступления в московском Культурном центре «Дом» в рамках шоукейс-фестиваля Moscow Music Week.

Булат Халилов (сооснователь лейбла Ored Recodings):

Vatannar — проект, объединивший несколько регионов, культур, музыкальных подходов и людей. Это татарский электронный дуэт Djinn City, немецкий композитор-абстракционист Гвидо Мёбиус, тувинский мультиниструменталист Сугдэр Лупут и фольклорный ансамбль Казанской консерватории. Географическое разнообразие заложено и в название проекта – Vatannar в переводе с татарского означает “родина” во множественном числе.

Обычно при таком мультикультурном и разножанровом подходе получается невразумительный винегрет с надрывным фольклорным вокалом поверх танцевального бита.

К счастью, Vatannar работают деликатно и все элементы проекта звучат равноправно и к месту. Это не диалог разных музыкантов, когда каждому выдается какое-то время показать себя, чтоб потом уступить место партнерам. Это не диджей-сет, а новая музыка, собранная из нескольких составляющих. Поэтому у Vatannar сложно определить, где звучат синтезаторы, а где вступают акустические инструменты. В какие-то моменты музыка уходит в равномерный, но насыщенный деталями дроун, а затем переходит к ритмическим структурам, которые продолжают эмбиентное настроение и не уводят звучание к поп-электронике.

Vatannar со своим дебютным альбомом органично вписываются в, набирающий обороты, тренд “посттрадиционной” музыки, вместе с удмуртскими Post-Dukes или русскими джазовыми Hodila Izba.

Вряд ли эта пластинка станет революционным высказыванием для традиционной музыки татар, мари или удмуртов, чей материал вошел в альбом, но как еще один шаг на пути к освобождению местной музыки от клишированного восприятия, релиз работает хорошо.

Никита Рассказов (куратор музыкальной программы ГЭС-2):

Каждая из четырех композиций альбома помещает нас внутрь жанровой новеллы или сцены из экранизации вернакулярной фантазии. Участники Vatannar огибают стороной искушение подать набор символов «традиционной» музыки за нечто нетронутое и ими переоткрытое. Вместо этого татарские, марийские и удмуртские песни будто говорят о созвучных любому человеку состояниях поиска, опасности, наблюдения за еще дышащей природой и еще не окончательно разорванной связью между людьми.


Дисгармоничные акустические текстуры, струнный пульс и синтезаторный ветер «Абдельман купич» разгоняет маховик событий. Перкуссия 2 и 3 треков создают давление и уверенно ведут к развязке своих историй в сопровождении электронных дроун-фрагменты. Кинематографичные паузы и вокальные части позволяют охватить место действия целиком, разглядеть ландшафт и героев. Инструменты и голос, постепенно сходящиеся в унисон в финальной «Келялоды ке но, ай, келялэ», указывают путь домой, словно завершают полный оборот. Конечно, этот путь обманчив, и на самом деле указывает на границы пространства фантазии, в котором легко потеряться. Но Vatannar чутки к синтетическому характеру музыкального и текстового материала, сознательно обозначая дистанцию между традицией и фикцией традиции в каждом из звуковых решений.

KGXXX: Dmitri Kourliandski and Andrey Guryanov — Live at «Угол» 

слушать на всех площадках: http://band.link/7tBVI

Запись концерта Дмитрия Курляндского и Андрея Гурьянова, который должен был состояться в рамках Зимнего книжного фестиваля в 2017 году и отменился по причине болезни, но всё-таки прошёл в 2018 году в театральной лаборатории «Угол».

Евгений Галочкин (лейбл «Топот»):

KGXXX — free electronics дуэт композитора Дмитрия Курляндского и саунд-дизайнера Андрея Гурьянова. Создавая музыку исключительно при помощи компьютеров (Курляндский так и вообще импровизирует в дуэте в музыкальном приложении на айпаде), KGXXX наделяют электрические звуки человечностью. На концерте в казанском местечке «Угол» дуэт интуитивными действиями создал настоящий звуковой организм, который булькает, дышит, а то и вовсе прогуливается вдоль забора, стуча гвоздём по его столбам.

Ещё одно удивительное свойство музыки KGXXX — это бесконечность. Если слушать запись концерта внимательно, то ощущение осязаемости времени абсолютно атрофируется — звуковые лабиринты и беспредметные звуковые ситуации убивают всю музыкальную цикличность. KGXXX хорошо знают об этом и прекрасно используют в своих лайвах — однажды в Москве они вообще устроили 12-часовой концерт, полностью заставив слушателя потерять начало и конец временного отсчёта.

Музыка дуэта вместе с тем — это глубокий и пост-ироничный диалог двух интеллектуалов от музыки, её обожателей. И эта страсть слышна на протяжение всего концерта в пространстве «Угол» — где-то музыканты шепчутся, будто чего-то стесняются, а где-то повышают голос — наверняка где-то внутренне очень музыкально пошутив.

Артем Абрамов (музыкальный журналист, автор телеграм-канала ain’t your pleasure):

Обращение к элементам популярной плясовой музыки — не такой уж новый прием музыки композиторской. Это началось как минимум с Баха, ну а в наше время такой синтез видится и вовсе закономерным. Материальные и виртуальные инструменты продюсера, как и способы их задействования, порой мало чем отличаются от композиторского арсенала. Другое дело, что за давностью применения подобный метод успел изрядно осточертеть, особенно в свете почти увядшей тенденции размыкать готовые паттерны для танцпола в многоминутные сочинения для тренировки живости ума.

Казанский лайв KGXXX (ex-KG133 — проект, названный по суммарному весу стоящих за ним сочинителей на 2017 год, успел не единожды преобразиться) от подобных вещей, к счастью, отвлекает. Эта запись — один из замечательных образцов околоакадемической импровизации, что не придают особого значения деконтекстуализации танцевального саунда. И вообще оставляют ему полную свободу прочувствования. Электроакустическая пьеса, чью кульминацию играет пилящий бас, а ведет к ней и от нее хитрая сеть самых простых брейков из стандартных библиотек. Музыка действия почти лобового, но обеспеченного весьма изящной задумкой.

Александр Зайцев — Фрагменты

слушать на всех площадках: https://band.link/HZvu8

Изданные композиции были представлены в Национальной библиотеке Республики Татарстан в качестве звукового оформления к Зимнему книжному фестивалю 2020 года. Автор саундтрека — композитор, участник группы «Ёлочные игрушки», экс-участник проектов 2H Company и СБПЧ Александр Зайцев.

Леонид Кравченко (музыкальный журналист, автор телеграм-канала What’s That Noise?)

Александр Зайцев – заслуженный мастер абстрактной электроники, не прекращающий творческий поиск и звуковые эксперименты уже на протяжении многих лет. На  альбоме “Fragments”, созданном из материалов для звукового оформления Зимнего книжного фестиваля “Смены” в 2020 году, Александр создает мягкие эмбиентные саундскейпы с легкими глитчевыми потрескиваниями, неспешно перемещающиеся в пространстве. Такая музыка не предполагает резких поворотов – она должна создавать комфортный фон, и с этой задачей она прекрасно справляется (местами автор все же использует и шумовые средства, но делает это очень умеренно). Впрочем, назвать этот материал “меблировочной музыкой”, выполняющей исключительно прикладные функции, тоже нельзя. Каждая композиция здесь – это полноценное произведение с детально проработанным звуком, в котором происходит немало событий, и внимательному слушателю будет интересно наблюдать за их развитием. Термин “музыка для галерей” сегодня имеет несколько презрительный оттенок, но эта работа показывает, что все же не стоит использовать его как ругательство: при умелом композиторском подходе фоновая музыка тоже может быть содержательной. И она отлично работает в отрыве от изначального контекста.

Поделиться в twitter
Поделиться в pinterest
Поделиться в telegram

Фестиваль креативных индустрий Telling Stories

В этом году фестиваль креативных индустрий Telling Stories впервые пройдет в Казани

Звезды креативных индустрий выступят на главных культурных площадках города 11 июня. Посетителей ждут бесплатные лекции, выставка и концерты.

Подробнее »

Urban Docs

Urban Docs – это специальная программа новых документальных фильмов об урбанистике, городской среде и архитектуре. В центре каждого фильма – человек, для которого городское пространство

Подробнее »

Выставка Sinkhole Project

9 и 10 октября во дворе Центра современной культуры «Смена» краснодарская арт-группа Plague проведет выставку Sinkhole Project по инициативе одноименного проекта Sinkhole Project (Балтимор) в

Подробнее »

Книга недели: «Красные части»

«Красные части: автобиография одного суда» — книга американской писательницы Мэгги Нельсон об убийстве ее тети Джейн и о состоявшемся спустя тридцать пять лет судебном процессе.

Подробнее »

Аудиогид по выставке «4»

Добро пожаловать на выставку Ильгизара Хасанова «Четыре». Она состоит из четырех проектов: «Деревянный, оловянный, стеклянный (нужное подчеркнуть)», «Общепит», «Селекционер» и «Оммажи». Все они перекликаются друг

Подробнее »

«Extension.az: Бархатные признания»

Третья выставка проекта EXTENSION, посвященного современным художникам стран, которые мало знакомы российским зрителям. Ранее казанцы могли посетить выставки израильского и нидерландского искусства, а проект «Extension.az:

Подробнее »

Презентация проекта VATANNAR

28 ноября в 19:00 в Центре современной культуры «Смена» пройдет концерт-презентация совместного проекта российских и немецких музыкантов VATANNAR. Вход бесплатный,по регистрации: https://vk.cc/aCgfjE Немецкий композитор Гвидо

Подробнее »

Саунд-арт-инсталляция TRPT4769

19 ноября в рамках фестиваля Rodina Set’ немецкий художник Ханно Лейхтманн представит саунд-арт инсталляцию TRPT4769 — первый подобный проект в галерее Центра современной культуры «Смены».

Подробнее »

«Неинтересная жизнь — это ад»

Об образовательной части фестиваля «Рудник» рассказывают его арт-директор Марина Разбежкина, куратор Школы документального кино Ольга Привольнова и куратор Школы документальной анимации Дина Годер.

Подробнее »

Оксана Мороз. «Некрополитика коронавируса в онлайн-репрезентациях: о работе смерти и (немного) памяти»

С разрешения издательства Института Гайдара мы публикуем статью Оксаны Мороз из коллективной монографии «Прощай, COVID?» под названием «Некрополитика коронавируса в онлайн-репрезентациях: о работе смерти и (немного) памяти».

Подробнее »

Международная fellowship-программа для самоорганизованных культурных институций

Центр современной культуры «Смена» (Казань) и Центр современного искусства «Типография» (Краснодар) запускают международную fellowship-программу самоорганизованных культурных институций, artist-run spaces и региональных проектов в сфере культуры.

Подробнее »

Программа фестиваля Best of shnit

С 3 по 6 ноября в Центре современной культуры «Смена» пройдут показы программы Best of Shnit — у зрителей будет возможность увидеть три блока Worldwide Competition и победителей конкурса Made in Russia.

Подробнее »

Смена Дети: курс «Комиксология»

На новом курсе «Комиксология» мы поговорим про огромный мир комиксов: узнаем историю возникновения жанра, научимся рассказывать истории в картинках, придумаем собственных персонажей и, конечно, не забудем про супергероев!

Подробнее »

Рудник 2020

С 28 ноября по 6 декабря на острове Свияжск, недалеко от Казани, пройдут школы Международного фестиваля дебютного документального кино «Рудник». В этом году из-за пандемии фестиваль отказался от конкурсной программы, поэтому центральной частью «Рудника» станут две мастерские — Школа документального кино и Школа документальной анимации

Подробнее »

Зимний книжный фестиваль

Этой зимой Центр современной культуры «Смена» при поддержке мэрии Казани организует Зимний книжный фестиваль. За четыре года, прошедшие с открытия «Смены» и проведения первой в

Подробнее »